поиск по сайту

Концепции власти


Концепция (от лат. conceptio — ведущая мысль) — это основополагающая идея теории. Любая концепция власти связана с определенной ее интерпретацией. Многообразие концепций власти, существующих в политической науке, раскрывает многогранность и сложность данного явления.

Классические концепции власти описывают власть в терминах воли и опираются на противопоставление ее объекта и субъекта. Данная традиция восходит к творчеству Платона и Аристотеля, а в наиболее развернутом виде представлена в теории политического господства М. Вебера.

В неклассических концепциях власти оппозиция «субъект — объект» отсутствует, а описание власти осуществляется через раскрытие механизмов ее функционирования и перераспределения. Общей их направленностью является поиск форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов. Первой попыткой создания неклассической концепции власти стало творчество Ф. Ницше, сосредоточившего внимание не на субъекте властвования, а на безличной «воле к власти». В более развитой форме неклассические концепции власти представлены в работах М. Фуко, П. Бурдье, Р. Барта, Ж. Делеза и др.

Сущность власти по сей день остается одной из фундаментальных проблем политической науки. О ее нерешенности свидетельствует многообразие интерпретаций власти в современной политической науке. Современные концепции власти можно разделить на атрибутивные и реляционные.

1. Атрибутивные концепции трактуют власть как свойство субъекта. К их разряду относятся потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные концепции власти.

A. Потенциально-волевые концепции рассматривают власть как способность добиваться чего-либо от подвластных (воля господствующего класса в теории К. Маркса, энергия и воля сверхчеловека в философии Ф. Ницше).

Б. В инструментально-силовых концепциях власть представлена как реальное силовое воздействие одного субъекта на другого, как акт насилия или принуждения (Т. Гоббс, Д. Кэтлин, Г. Моргентау).

B. Структурно-функциональные и системные концепции подразумевают под властью безличное свойство социальной системы, связанное с поддержанием ее целостности. Власть представлена в них как средство координации подсистем общества, обеспечивающее согласование целей его развития с интересами различных социальных групп (Т. Парсонс, Д. Истон, М. Крозье, Г. Алмонд).

2. В реляционных концепциях власть рассматривается как отношение или общение. К их числу относят бихевиоралистские, интеракционистские , коммуникативные и постструктуралистские.

A. Бихевиоралистские интерпретации представляют власть в виде состояния вольных политических акторов. Так, А. Каплан включает в структуру власти: а) контроль над ресурсами; б) участие в принятии решений; в) обладание волей и влиянием.

Б. В интеракционистских концепциях власти исследовательское внимание сосредоточено на стабилизационном эффекте власти и ее регулятивной функции, способствующей разрешению противоречий и конфликтов по поводу перераспределения ресурсов общества. В работах К. Шмидта, Р. Дарендорфа и Л. Козера власть представлена в качестве гаранта социального равновесия.

B. Коммуникативные интерпретации власти (X. Арендт, Ю. Хабермас) трактуют власть как многостороннее общение, обеспечивающее согласование действий людей в соответствии с некими общезначимыми смыслами, идеалами или целями.

Г. Постструктуралистские концепции власти (М. Фуко, П. Бурдье) представляют власть как средство перераспределения символического капитала (потенциала воздействия на мотивацию и мировоззренческие ориентации людей). Истоки власти лежат в организации пространства, способе мышления людей и в политических речах, которые осуществляют «разметку» политического пространства посредством номинаций - приписывания явлениям и процессам политики определенных значений. Власть порождается феноменами делегирования и представительства, обеспечивающими отдельным людям или группам возможность выступать от имени более крупных групп.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Политология

    Европейская политическая мысль эпохи Средневековья развивалась в форме религиозно-этических учений. В этот период некоторые античные идеи, в особенности учение Аристотеля, приобретают развитие в новом контексте христианского мировоззрения. Основы ...
    подробнее
      В эпоху Возрождения и Реформации возникли новые идеалы и обозначился поиск новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителей. На этот период приходится творчество таких мыслителей, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Мор, Т. ...
      подробнее
        Развитию политической мысли Нового времени способствовал небывалый рост спроса на достоверное научное знание о политике, обусловленный изменениями, происходящими в политической сфере жизни европейских народов. Со второй половины XVI в. началось ...
        подробнее




        © 2006-2019
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com