поиск по сайту

Проблема начала философии: основные концепции



Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для обозначения этого события вводит понятие «осевое время», разворачивающееся с VIII по II вв. до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот истории и начинает формироваться философия как особый тип мышления. В эту эпоху стали разрабатываться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и др.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ;

2) выделение ремесла из сельского хозяйства;


3) становление государства и безличного писаного права;

4) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5) отделение умственного труда от физического.

Проблема возникновения философии интересовала еще античных философов - Платона, Аристотеля и др., которые усматривали начало философии в удивлении (Платон «Теэтет»; Аристотель «Метафизика»). В частности, Аристотель полагал, что люди начали философствовать, избегая незнания, которое вначале надо было осознать, ибо незнание, если оно не осознано, невозможно преодолеть. Поэтому человек вначале должен оказаться в состоянии удивления, недоумения. Способность удивляться есть психологический источник как начала философии, так и того, что люди становятся философами: «благодаря удивлению люди и теперь философствуют и начали философствовать впервые» («Метафизика»). Но удивление становится источником философии лишь тогда, когда люди открывают истинные причины изумившего их явления.

Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, т.е. рациональному и достоверному знанию. Теоретическая (философия, физика и математика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворение потребностей человека, там, где некоторые люди стали иметь досуг - свободное время. Философствование, утверждает Аристотель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добродетельно («Этика»).

В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл и означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не объединение разных знаний об отдельных вещах и явлениях мира, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философ, как пишет Платон, пребывает посредине между мудростью и невежеством: боги не философствуют, т.к. уже мудры, а невежды кажутся себе достаточными и не нуждаются в философствовании («Пир»). Поэтому философ - это тот, кто любит мудрствовать (т.е. выяснять сущность вещей) и занимается тремя вещами: 1) созерцает и знает сущее (предмет теории); 2) творит добро (предмет практики); 3) теоретически рассматривает смысл речей (предмет диалектики).

Основные концепции генезиса философии:

1. мифогенная - философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

2. гносеогенная - философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

3. гносеогенно-мифогенная - синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии - совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление.

Специфика социального и культурного развития Индии, Китая и Греции отразилась на проблемном поле философии, ее языке, способах организации знания и т.д., что привело к разграничению восточной и западной традиции философствования.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела философия
Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени Понятие природы в философии и науке Человек как предмет философского анализа Основные модели антропогенеза в философии





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110