поиск по сайту

Философия Возрождения



Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г. итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они переживают «новый век», «модерный век».

Социально-исторические и культурные основания Ренессанса:

- становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства;

- активизация технического изобретательства - в сфере горного дела, металлургии, огнестрельного оружия, судостроения, мореходства и др.;


- великие географические открытия (Америки - 1492, морского пути в Индию -1498, кругосветное путешествие Магеллана -1519- 1521) и развитие международной торговли обеспечивают экономическую мощь стран на внешнем и внутреннем рынках;

- наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской;

- происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер, Т. Мюнцер) усилили эти тенденции и создали условия для возникновения протестантизма - новой христианской конфессии.

Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые - А. Данте (1265-1321), Ф. Петрарка (1304— 1374), Н. Кузанский( 1401-1464), Л. Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Л. да Винчи (1452-1519) и др. Этой традиции присущи — антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. В этой связи Петрарка решил привить своей культуре творения античности - произведения Гомера, Платона, Вергилия, Цицерона, Горация и Тита Ливия с целью возродить нравственные принципы и силу воображения. Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций, отсюда внимание к поэзии, риторике, красноречию и силе убеждения, ибо ясность и изящество литературных форм оформляет и душу. В духовной жизни стали проявляться две тенденции:

1) возвращение к классикам (Ф. Петрарка);

2) возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллани, Савонарола). Живопись ориентировалась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает понятие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой).

В рамках ренессансной культуры:

- изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, медицинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др.;

- формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли («Государь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты;

- разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором («Утопия») и Т. Кампанеллой («Город Солнца»).

В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

1) гуманистический (XIV - первая половина XV вв): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется человек - «свободный» и «благородный», с ощущением собственного я, своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму - человек становится «вторым Богом», который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др.).

2) философский неоплатонизм (вт. половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Н. Кузанский, М. Фичино, Д. Пикоделла Мирандола и др.).

3) натурфилософский (к. XV-XVI вв.), сущностью которого становится глубокий интерес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник). Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер). Основу натурфилософии составил пантеизм, который сохраняв Бога в качестве творческого начала, «растворенного» в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела философия
Русская философия: основные темы и тенденции развития Философская мысль Беларуси Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции Онтология как философское учение о бытии




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110