поиск по сайту

Немецкая классическая философия


Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- 1854), Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) и Л. Фейербах (1804-1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:

1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориентированной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки, представлены основные онтологические и гносеологические программы классики);

2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положений (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейербаха) стали основанием для развития новых философских стратегий.

Н. К. Ф. отличает как разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха), так и несомненная преемственная связь между ними. Для отражения специфики и значимости этой традиции особую роль играет творчество Канта и Гегеля, с именами которых связано начало и завершение немецкого трансцендентализма.

Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объективной действительности, и обосновывает необходимость критического исследования самого разума как источника познания. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к следующим выводам:

• Человеческое познание, начинающееся с определенного вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть, в силу чего знание производив не столько от объекта, сколько от субъекта.

• Объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, - это мир «вещей-в-себе», т. е. существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены), в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна.

• Возможность научной истины (в математике и физике) обеспечивается наличием априорных (доопытных) форм чувственности и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы сознания, которые, существуя независимо от опыта восприятия или рассуждения (до всякого опыта), организуют его в соответствии с единой матрицей, обеспечивая тем самым универсальность научных истин. Априорные формы и категории образуют трансцендентальные (от лат. «переступать», т. е. выходящие за границы эмпирического, опытного) основания разума и познания.

• Метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоретического разума (для науки эти концепты избыточны в силу их недоказуемости), а практического, поскольку их решение значимо для определения смысла и целей человеческого существования и поведения. При этом высшим нравственным законом, согласно Канту, выступает априори заданный категорический императив, предписывающий поступать человеку в соответствии с моральным долгом, но не с личными эгоистическими стремлениями.

Свою философию Кант назвал «новым коперниканским поворотом», поскольку он сместил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность человеческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам, но одновременно указал и на его ограниченность. Утверждая трансцендентально-всеобщий характер оснований разума и познания, Кант, однако, оставил без внимания вопрос об их источнике. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля выстраивается как попытка ответа на вопрос об основании и механизмах генезиса трансцендентальных истин.

Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиозным проектом немецкой классической философии и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Говоря о том, что «философия должна сделать предметом мышления само мышление», он в качестве начальной точки отсчета берет Абсолютную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как «первоэлемент» мышления, но и как его цель, поскольку познание (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея «опредмечивает», объективирует себя в действительности, являющейся «инобытием идеи». Соответственно, «все действительное разумно, все разумное действительно».

Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом: 1) логика (идеи как чистые категории); 2) философия природы (идея в ее инобытии); 3) философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается к себе из инобытия). Полагая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии.

Основная заслуга Гегеля связана с разработкой им диалектического метода (диалектика - учение о развитии). К характеристикам гегелевской диалектики следует отнести:

• Представление о существовании объективных законов развития в природе, обществе, культуре.

• Учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникновения и разрешения противоречий (триада: тезис - антитезис - синтез).

• Разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д.).

• Идеалистический характер диалектики (природные и исторические процессы производны от логики саморазвития Абсолютной идеи).

• Абсолютизация триады и финалистский характер развития.

Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелевском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум «природе человека». Затем на основе критики Гегеля начинают формироваться новые неклассические стратегии философствования (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм).


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Философия

    Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок: 1) разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений; 2) изменение социальной структуры общества - появляются прослойки и социальные группы, ...
    подробнее
      Возрождение, или иначе Ренессанс, охватывает XIV-XVI вв. Этот термин был введен в лексикон в 1550 г. итальянским художником и скульптором Дж. Вазари, который отметил, что в это время деятели европейской культуры были убеждены в том, что они ...
      подробнее
        Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. Этому способствовало: - развитие капиталистической системы ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com