поиск по сайту

Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики



Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии сознания. Основное его открытие - это описание сферы бессознательного как наиболее глубинной и определяющей сферы психики.

Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения психических заболеваний связана с именем 3. Фрейда (1856-1939). Его первая («топическая») модель психики основана на выделении трех основных уровней:

• сознание, понимаемое как «поверхностная» структура, объем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли;

• предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано;

• бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами.

Говоря о соотношении этих уровней, Фрейд пишет о «пространственном» и качественном приоритете бессознательного, отличающегося большим разнообразием сюжетов и играющего ключевую роль в психическом опыте, являясь его энергетическим, смысловым и ценностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, механизмы функционирования которого - это вытеснение (из сознания в бессознательное) и сопротивление (бессознательным импульсам).

Поиск причин подобной «цензуры» психических данных привел Фрейда к необходимости построения еще одной модели психики, базовыми элементами которой являются: Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (superego).

• Оно - бессознательное, базовой интенцией которого является принцип удовольствия. Либидо (лат. - влечение, желание) как особая жизненная энергия, основанная на стремлении к удовольствиям (самые сильные из которых - сексуальные), определяет основные интенции бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо как сексуальной энергии более емким понятием Эрос, одновременно противопоставляя его как влечение к жизни Танатосу (стремлению к смерти).

• Я - синтетическое начало личности, подчиненное принципу реальности, т. е. необходимости адаптации к той или иной социальной среде.

• Сверх-Я - сфера должного, вбирающая в себя совокупность легитимных норм и правил поведения, а также запретов и табу. Сверх-Я определяется инстанцией Я-идеального, несовпадение с которым заявляет о себе чувствами страха, стыда, совести.

По своим интенциям Я и Сверх-Я противонаправлены Оно с его принципом удовольствия. При этом Я оказывается ареной борьбы желания и долга.

Формирование Я осуществляется как процесс его идентификации, т. е. уподобление себя тому или иному значимому Другому. Фрейд характеризует ее как форму эмоциональной связи с родителями, благодаря которой осуществляется интроекция (перенесение внутрь себя) сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Внешний конфликт между сыном и отцом, обуславливающий ситуацию Эдипова комплекса, тем самым переносится во внутренний опыт личности, в рамках которого определяющим становится напряжение между Я-реальным и Я-идеальным (идеализированным образом отца, на которого хочется быть похожим). Первичное Я-идеаль- ное впоследствии трансформируется в опыт Сверх-Я как систему общезначимых моральных норм и запретов. Энергетика же Оно сублимируется (переключается, перегоняется) на социально приемлемые формы творчества.

Изначально конфликтная природа Я, а также родительские недочеты в психосексуальном развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических расстройств. Лечение психики предполагает выявление глубинных детских комплексов и страхов посредством метода свободных ассоциаций и анализа сновидений (сфера, где бессознательное проявляет себя наиболее значимо). Понимание подлинных причин заболеваний, их дешифровка способствуют освобождению от застарелых страхов и выздоровлению.

Последующее развитие психоанализа было связано с продолжением фрейдовской редукции психического к бессознательному и одновременным преодолением пансексуализма его позиции, рассмотрением бессознательного не только как природного, но и социального образования. Среди основных психоаналитических тенденций можно выделить следующие: а) структурно-символический психоанализ (К. Г. Юнг, Ж. Лакан); б) неофрейдизм (А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон и др.); в) фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе); в) экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Э. Фромм).




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела философия
Философская мысль Беларуси Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции Онтология как философское учение о бытии Философское учение о материи




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110