поиск по сайту

Социально-философские концепции власти



Под властью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др.) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и технологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др.). Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон: субъектной и объектной, при этом именно субъект является доминирующей фигурой в таком взаимодействии, поскольку он определяет линию поведения объекта Путем руководства, господства, мобилизации и др.; объект - выступает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готовность к подчинению находится в зависимости от: 1) качеств субъекта и объекта; 2) характера требований к объекту; 3) средств воздействия; 4) сложившейся ситуации.

Социально-философский анализ показывает, что власть обладает универсальной природой (сущностью), ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и пронизывает всю общественную систему (М. Фуко). Соответственно, пространство властных отношений может как суживаться до предельно малых размеров ( семья, коллектив и др.), так и предельно расширяться (государство, международные институты и др.).

Эволюция социально-философских концепций властных отношений отражает специфику классических и неклассических интерпретаций власти, ее источников, природы, характера, функций и др. Точкой отсчета классического подхода являются концепции Платона и Аристотеля, в которых власть анализируется через призму отношений «господство - подчинение» («господин - раб»), поскольку, по мнению Аристотеля, люди от рождения различаются тем, что одни из них предназначены к подчинению, а другие - к властвованию («Политика»). Впоследствии Н. Макиавелли напишет, что при сохранении политического господства правитель должен «не быть, но казаться» и для реализации своих целей вправе применить любые средства и методы. В теории общественного договора Т. Гоббс («Левиафан») душой государства объявляет власть и полагает, что те, кто ее олицетворяют, «благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, ...пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью», что способны «направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов», т.е. право отождествляется с силой. Дж. Локк («Трактаты о государственном правлении») уже с позиции либерализма обосновывает принципы разделения властей, народного суверенитета и др., тем самым право ассоциирует с законом.

Принципиальное значение имеет позиция М. Вебера, разработавшего концепцию легитимации господства", господство - это способ переноса воли властвующего при помощи приказа и средство для достижения целей. М. Вебер выделяет три типа легитимации господства

Типы
господства
Мотивы подчинения Тип социального действия Характер отношений между господином и подчиненным Носители властных полномочий
Легальное Частный интерес Целерационапьный (разумно понятый интерес) Безличный (подчиняются законам) Бюрократия как инструмент рационального господства
Традиционное Привычка, традиция Преданность (результат сакрализации исторически существующих порядков, нравов и власти, пиетета перед последней) Личный (обеспечивает продвижение по иерархической лестнице, назначение на должности) Слуги как лично зависимые от господина люди (из-за отсутствия формального права)
Харизматическое (от греч.харизма - «божественный дар») Новизна, необычность Преданность (обусловлена эмоциональностью и признанием экстраординарных способностей ха- ризматика) Личный (строится на основе веры в силу уникального дара господина) Чиновники, лично преданные руководителю- харизматику

Неклассический подход отличается тем, что он отходит от критерия «господство-подчинение» при анализе властных отношений и рассматривает их в более широком смысле, показывая их «вездесущность». Источник такого подхода связывают с творчеством Ф. Ницше («Воля к власти»), поскольку он исследует генеалогию власти («жизнь есть воля к власти»), что стимулировало появление ряда новых концепций - М. Фуко («Порядок дискурса»), Э. Канетти («Масса и власть»), А. Тоффлера («Метаморфозы власти»), П. Бурдье («Социология политики») и др. М. Фуко вводит новое понятие «власть-знание», обозначающее знание, которое предопределено целями и задачами власти, формирующей свои объекты. Власть уже выходит за рамки дисциплинарных институтов (тюрьмы, казармы, колледжи и т.п.) и охватывает собой все общество, любые отношения между людьми вплоть до интимных. Она симметрично располагается на всех уровнях функционирования социального тела и видит свою легитимность в эффективном управлении его жизнью. В теории социальной системы Н. Луман власть определяет как символически обобщенное средство коммуникации, т.к. все социальные системы состоят из коммуникаций. Коммуникация - это выбор информации, решение о сообщении и понимание как избирательный акт. Здесь власть деперсонифици- рована, т.е. она не приписывается одному из партнеров в качестве его определенной способности. В роли функциональных эквивалентов усиления и распределения власти Н. Луман рассматривает справедливость в применении власти, предвосхищение ее решений, доверие в социальной системе и др.

В обществе функционируют разные виды власти: экономическая (контроль и распределение материальных ресурсов и благ); социальная (распределение позиций в социальной иерархии); информационная (манипулирование сознанием и поведением людей), политическая (влияние на характер деятельности личности, социальной группы или общества) и др. Особое место занимает понимание специфики власти в политической сфере, в частности, П. Бурдье подчеркивает, что главное в политической игре на сегодняшний день - это монополия на производство и распространение политических представлений и мнений (поскольку именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим партиям и правящим группировкам), а не монополия на использование таких ресурсов, как финансы, право, армия и т. п. Политическая власть призвана сохранять социальную стабильность, разрешать конфликты и достигать общественного консенсуса и т.п. В качестве основных характеристик политической власти называют суверенитет, публичность, волю, авторитет, принуждение. Она осуществляется через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых норм и отношений, которые составляют политическую систему общества, основными элементами которой являются государство, политические партии, общественные организации и движения.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела философия
Понятие природы в философии и науке Человек как предмет философского анализа Основные модели антропогенеза в философии Экзистенциальные характеристики человеческого бытия




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110