поиск по сайту

Этические представления в мировоззрении Древней Индии


Применительно к культуре Древней Индии периодизация и датировка носят условный характер в силу ряда особенностей («хронологический хаос», отсутствие летописей и единой системы летоисчисления, смешение реальных фактов и мифологических представлений и др.). Принятая датировка: III—II тысячелетия до н.э. — III—IV вв. н.э. В рамках этого времени можно выделять ведический (с появления Вед и до VI— V вв. до н.э.) и послеведический периоды.

Принято разделять философские школы, оформившиеся в послеведический период, на астику (сапкхья, йога; ньяя, вайшешика; веданта, миманса) и частику (буддизм, джайнизм, локаяга).

Социокультурные особенности Древней Индии, обусловливавшие своеобразие осмысления этической проблематики:

• варновая структура общества (в частности, наличие у высшей варны брахманов привилегии истолковывать священные тексты) предопределила особенности мировосприятия, в том числе особый, чрезвычайно высокий статус знания;

• непрерывность и монолитность культурной традиции, нивелировавшей индивидуальное творческое начало и затруднявшей инновационный процесс, детерминировала своеобразную «безликость» древнеиндийского философствования («коллективное творчество»);

• мифологизация культуры обусловила преобладание религиозно-мифологической формы нравственного сознания.

Одним из самых древних культурных памятников человечества являются знаменитые Веды, состоящие из четырех сборников гимнов. Наибольшее значение в становлении этико-философского сознания имел сборник Ригведа, особенно главное его представление о безличной вселенской духовной силе, которой подчинено все существующее. Поскольку ведийская символика требовала разъяснений, возникает несколько потоков комментирующей литературы (Брахманы, Лрапьяки, Упанишады). Этические идеи Уианишад выступают в качестве устойчивой основы традиционного нравственного сознания: смысложизненная ориентация человека слияние с духовной субстанцией бытия (брахман) для спасения от власти сансарм и кармы и обретения нирваны, что предполагает отрешение от майи, неустанное приобщение к знанию, нравственное совершенствование. В дальнейшем эти идеи транслируются в Бхагавадгите и ортодоксальных школах (астика).

Главное мировоззренческое событие послеведического периода — возникновение (с середины I тысячелетия до н.э.), философских школ. Ортодоксальные школы (астика) по сути повторяют главные этические представления Упанишад, не внося каких-либо существенных новаций. Наиболее интересные этические идеи представлены в неортодоксальных школах (настика).

Буддизм. Основатель - Сиддхартха Шакьямуни, впоследствии принявший имя Будда («просветленный»). Главный источник — «Типитака».
Основные установки раннебуддийской этики:

• «четыре благородные истины» (жизнь есть страдание; причина страдания — жажда жизни; зная причину, можно преодолеть страдание и достичь цели — нирваны*; к этому ведет «восьмеричный путь спасения», представляющий собой синтез правильного познания, поведения, сосредоточения);

• интерпретация главных понятий (брахман*, майя*, карма*, сапсара*) преимущественно в русле идей Упанишад;

• идея «срединного пути» (отказ от полярных, крайних позиций);

• смысложизненное значение нравственного самосовершенствования и определение его главных ориентиров: ахимса (непричинсние зла живому), запрет на ложь, воровство, клевету, насилие и т.д.;

• толерантность — веротерпимость, демократизм (просветлению не препятствует варновая принадлежность), «языковая толерантность» (проповедовать учение можно па любом языке).

Историческая судьба буддизма: раскол на махаяну и хинаяну, возникновение дзэн-буддизма, превращение буддизма в мировую религию.

Джайнизм. Основатель — Вардхамана (более известный как Джипа — «победитель»). Главный источник — «Сиддхаита».

Основные идеи:

• для спасения души из плена сансары и кармы необходима максимальная дематериализация;

• путь к спасению определяется «тремя драгоценностями»: совершенной верой (в Джипу), совершенным знанием, совершенным поведением;


• основу совершенного поведения определяют пять обетов (ахимса, запрет на ложь, воровство, потворство своим слабостям и привязанностям), которые следует исполнять буквально - крайний аскетизм;

• замкнутость на собственном спасении, нетерпимость к иным идейным установкам.

Раскол джайнизма (оформился к I в. н.э.) на «дигам-баров» («одетые пространством») и «шветамбаров» («одетые в белое»).

Локаята («связанное с земным миром») — радикально неортодоксальная школа, противостоящая религиозно- мифологическому потоку древнеиндийского нравственного сознания. Имена представителей и их тексты не сохранились. Сведения — из косвенных или более поздних источников. Разделение на «утонченных» и «грубых» локаятиков соответствует, вероятно, их эвдемонистической или гедонистической ориентации. Отрицание авторитетности Вед и основы ортодоксального нравственного сознания (брахман, сапсара, карма, майя не признаются). Позиция здравого смысла. Умеренность вместо аскетизма. Демократизм.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Этика

    История этических учений чрезвычайно многообразна. Для изучения ее основных проявлений можно воспользоваться следующей информацией систематизирующего характера. Возникновение развитых форм этического знания связывают с серединой 1 тысячелетия до ...
    подробнее
      В отличие от других видов знания, имеющих дело с объектами частного характера по отношению к человеческой судьбе, этику в определенном смысле можно считать знанием универсальным, т.е. необходимым любому человеку вне зависимости от его частных (тоже ...
      подробнее
        Периодизация и культурные события: • Эпоха Шаи -Ин ь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма. • Эпоха Чжоу (XI-III вв. до ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com