поиск по сайту

Становление этического сознания в Древнем Китае



Периодизация и культурные события:
Эпоха Шаи-Инь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма.
Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- период Чупьцю (VIII—VI вв. до н.э.) — возникновение культа Неба, появление знаменитой «Книги перемен» («И цзин»);

- период Чжапьго (VI III вв. до н.э.) – формирование и соперничество «ста школ» («золотой век»),

Династия Цинь (221—206 гг. до н.э.) – унификация культуры, разрыв традиции, торжество школы законников (фа-цзя).

Династия Хань (206 г. до п. э. - III в. н.э.) – канонизация конфуцианства.

Время до периода Чжаньго — создание предпосылок для появления развитых форм философского и этического сознания. Основные школы, сформировавшиеся в период Чжапьго, — конфуцианство, даосизм, моизм, натурфилософия. Позднее появляется легизм. Все школы развивались в оппозиционном противостоянии главной идейной силе — конфуцианству.

Социокультурные особенности Древнего Китая, обусловливавшие своеобразие осмысления этической проблематики:

• жесткая социальная структура («восточная иерархическая деспотия» во главе с царем, предполагавшая строгую субординацию между людьми различных социальных уровней) и постоянная политическая борьба между различными регионами Поднебесной предопределили первостепенную значимость проблем управления («верхов» «низами») и ритуала;

• сила традиций стимулировала развитие не столько индивидуального, сколько коллективного философского творчества, проявившегося в феномене «ученичества»;

• оторванность мышления от естественнонаучного знания и иероглифический характер письменности, препятствовавший выработке относительно строгих философских категорий, детерминировали специфику философско-этичсского сознания, его преимущественную установку на приоритетность практического взгляда на мир.

Предпосылки генезиса зрелых форм этического сознания связаны с разнообразными социокультурными факторами (см. периодизацию) и, особенно, с появлением и необходимостью интерпретации «И цзин», комментарии к которой способствовали в дальнейшем оформлению главных понятий древнекитайского мировоззрения: «дао» и «ли» («ритуал»),

Основными школами, в наибольшей степени повлиявшими на древнекитайское мировоззрение, можно считать конфуцианство (на протяжении почти всей китайской истории сохранявшее роль идейного приоритета, определявшего образ жизни), даосизм (ориентированный на иные, более сложные духовные потребности), легизм (практическая реализация идей которого обусловила разрыв культурной традиции).

Конфуцианство. Основатель — Конфуций (латинизированная форма от китайского Кун Фу-цы — «Учитель Кун») (551 479 гг. до н.э.). Главный источник — «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

Основные этические идеи:

• главный нравственный ориентир — жэнь (гуманность, человеколюбие), который конкретизируется в понятиях «шу» (переводится как «взаимность», а содержательно расшифровывается в духе «золотого правила»), «чжун юн» («золотая середина» — умение избегать крайностей);

• реализовать эти установки можно с помощью «и» (осознанная ответственность за исполнение должного), а также «ли» (ритуал, пронизывающий все сферы жизни и субординирующий отношения в семье и социуме);

• правильный путь жизни (дао) предполагает осознание (но крайней мере — для «благородных мужей») и реализацию указанных установок в процессе непрерывного интеллектуального и нравственного совершенствования;

• противопоставление «благородных мужей» («цзюнь-цзы») «низким людям» (нравственная, интеллектуальная и социальная иерархии, по сути, совпадают);

• проблема управления (нравственный пример «верхов» «низам», нравственное воспитание, значение «ли»),

В дальнейшем конфуцианство претерпевает сложную эволюцию под воздействием обстоятельств китайской истории (особенно существенные изменения связаны с его правовым «ужесточением» под влиянием событий династии Цинь), однако неизменно остается устойчивой мировоззренческой основой всей культуры Поднебесной. Главные последователи Конфуция — Мэн-цзы (372 289 it. до н.э.), развивавший учение о доброй природе человека, и Сюнь-цзы (298—238 гг. до н.э.), считавший, что человек склонен к злу.

Даосизм. Основатель — полулегендарный мудрец Лао-цзы (6- 5 вв. до н.э). Источник — «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Основными специфическими особенностями даосизма можно считать парадоксальность и противоречивость.

Основные этические идеи раннего даосизма:

• противоречивая трактовка дао, дао как духовная первооснова бытия, универсальный закон мироздания;

• понятие «дэ» («добродетель») многозначно, выражает степень приобщенности человека к дао;

• главный принцип правильной жизни — «у вэй» («недеяние») интерпретируется поливариативно (следование естественности, отказ от активности и ритуала, воздержание, бескорыстие и т.д.);

• нравственный идеал — «шэпьжэнь» («совершенно- мудрый»), т.е. «человек с высшим дэ».

Эволюция даосизма связана с его трансформацией в религию, а также с последующим образованием «китайского идеологического синкретизма» (соединение идей конфуцианства, даосизма, буддизма).

Легизм («фа-цзя» — «школа закона») формируется позднее других школ (IV - III вв. до н.э.). Главный представитель - Хаиь Фэй-цзы (280-233 гг. до н.э.), написавший книгу «Хаиь Фэй-цзы». Антитрадиционализм законников, обусловленный тем обстоятельством, что они стремились к идейному выражению процесса централизации Китая, проявился по многим направлениям (жесткая оппозиция конфуцианству, стремление к унификации культуры, разрушение «ученичества», создание персональных, а не коллективных трудов и т.д.).

Основные идеи:

• приоритет категории «фа» («закон») - правовое принуждение как единственное средство управления (регулятивы — награды и наказания);

• отказ от просвещения, нравственного воспитания и всех конфуцианских идей о значимости добродетелей;

• выгода — главный стимул поведения, оценка – по результату (в соответствии с юридическим законом);

• негативное отношение к философам («вносят смуту в закон»);

• оправданность насилия для решения важных государственных задач.

Идеи законников были практически реализованы во время правления императора Цинь Ши-хуана (его своеобразный девиз: «книги — в огонь, ученых — в яму»), что привело к разрыву культурной традиции и другим серьезным негативным последствиям в сфере мировоззрения.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела этика
Этические представления в мировоззрении Древней Индии Становление античной этики Этика софистов Этические идеи Сократа





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110