поиск по сайту

Этические представления А. Шопенгауэра и Ф. Ницше


Стремление к переменам и новизне, свойственное данному времени, проявлялось по-разному. Так, в контексте «философии жизни», ориентированной на отвержение всего общезначимого, стереотипизированного и на утверждение ценности «живого», индивидуализированного бытия, оформлялись этические представления тех мыслителей, которые в значительной степени повлияли па нравственное сознание XX века.

Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.) — создатель пессимистической этической концепции иррационалистического типа. Главное этическое произведение — «Две основные проблемы этики».

Основные идеи:
• в основе мироздания — воля (беспричинное, иррациональное, «слепое стремление к жизни»);

• в каждом человеке воля проявляется особо («интеллигибельный», «эмпирический», «приобретенный» характеры) и не может осознаваться в полной мере;

• побуждения эмпирической воли (эгоизм, злоба, сострадание) определяют главные ценностные ориентации: эгоистическую, злобную, сострадательную;

• сострадание (связанное с универсальностью и неизбежностью страдания) - основа морали, определяющая главные добродетели — справедливость и человеколюбие;

• преодолеть страдания можно только путем отказа от воли к жизни (недеяние, нирвана);
• истинная цель жизни — смерть («resume жизни»).

Фридрих Ницше (1844—1900 гг.) — наиболее яркий, оригинальный (как в содержательном, так и в стилистическом отношениях) идеолог «переоценки ценностей», подвергший радикальной критике мораль и классическую этику. Главные эт ические произведения — «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «К генеалогии морали».

Основные этические ориентации:

• идея приоритета ценностей над знанием, обусловившая этизацию философии и содержательную интерпретацию этической проблематики;

• первостепенная значимость индивидуального по сравнению с любыми формами общезначимого индивидуалистический пафос этических суждений;

• основополагающие понятия: «жизнь» (единственная реальность, мир в его данности субъекту), «воля» (многоязычная трактовка — движущая сила становления мира, «воля к власти» - экспансия своего «я» и др.);

• необходимость глобальной переоценки ценностей для будущего возрождения творческого потенциала культуры;

• одна из главных задач этой переоценки ценностей — «превратить мораль в проблему», встать «по ту сторону добра и зла» (позиция имморализма, т.е. радикальной переоценки всех видов моральных предписаний, сковывающих индивидуальную свободу);

• генеалогия морали: доморальный, моральный (мораль рабов и мораль господ), сверхморальный (образ сверхчеловека) периоды.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Этика

    Бенедикт Спиноза (1635-1677), по сути дела, превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» представляет собой учение о субстанции), одним из основоположений которой выступает тезис о рациональной сущности человека. Проблема ...
    подробнее
      Моральная философия Иммануила Канта (1724—1804 гг.) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического ...
      подробнее
        Принцип историзма, который последовательно проводил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально «озабоченной» теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на ...
        подробнее




        © 2006-2019
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com