поиск по сайту

Главные направления «постклассической» этики



Этика экзистенциализма (or лат. cxistentia — существование).
Основные представители: Ж. Сартр, Л. Камю, Г. Марсель (Франция), К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), а также русские философы Н. Бердяев, Л. Шестов.

Основные идейные ориентации:

• существование предшествует сущности (человек «брошен в мир» без какой-либо предзаданной сущности, он творит себя в непрерывно изменяющемся, индивидуальном существовании), личностное начало обладает абсолютной ценностью;

• двусмысленное положение человека в мире, раздвоенность его бытия на исподлинное (сфера внешней заданности, стандартизации, обезличивания) и подлинное (выявление «самости», индивидуальности вопреки любой внешней детерминации), соответственно этому, подлинная мораль определяется не извне, а субъективно, и проявляется в живой, уникальной ситуации;

• «бунг за возвращение индивидуальности» основан па реализации свободы («человек — это и есть свобода» — Сартр), связанной с постоянным выбором (в том числе главным выбором - самого себя) и тотальной ответственностью («человек несет на своих плечах всю тяжесть мира» - Сартр), которая предопределяет чувство тревоги (боязнь свободы, ощущение высокой степени риска, непредсказуемость выбора, невозможность полного выявления «самости» и т.д.);

• критерий выбора — предельная искренность экзистенциальных устремлений, готовность принять ответственность.

Многие идеи экзистенциализма ассимилированы в других феноменах этики XX века и не утратили своего значения по сей день.

Аналитическая этика формировалась преимущественно па базе неопозитивистской философии, а также под влиянием идей Дж. Мура (декларирование необходимости «научной этики», описание «натуралистической ошибки», приоритет логических методов анализа, разрыв между теоретическим и нормативным уровнями этического знания).

Главные ориентации в аналитической этике: противопоставление метаэтики и нормативной этики; установка па логико-лингвистический анализ языка морали, значимость верификации (логической или опытной проверяемости) моральных суждений; нейтральность метаэтики по отношению к фактической стороне действительности.

Разновидности:

• эмотивизм (20-30-е гг., Л.Д. Айер, Б. Рассел, Ч. Стивенсон) — моральные суждения не «верифицируемы», поэтому не обладают объективным смысловым значением, выражая эмоции (экспрессивная и воздействующая функции); принцип терпимости (поскольку пи одно моральное суждение не является истинным);

• школа лингвистического анализа морали (40—50-е гг., С. Тулмин, Р. Хеар, Г. Эйкен) — усиление значимости рационального фактора в моральном языке, возможность частичной верификации моральных суждений, принцип универсализуемости (моральные суждения могут выражать нечто общезначимое).

Этика прагматизма (утилитаристская ориентация, США). Основоположник (конец XIX в.) — Ч. Пирс (мораль — «средство хорошей жизни»), главные представители У. Джеймс, Дж. Дьюи.

Основные идейные ориентации:

• «формула жизни» (желание — действие — успех) определяет главные установки деятельности: полезность, действенность, эффективность;

• каждая моральная ситуация уникальна и требует уникального решения (критерий - наибольшая полнота блага и пользы) —> этика должна быть ситуационной;

• инструментализм — общие моральные и этические идеи являются лишь инструментами, помогающими индивиду разрешать свои сигуапии наилучшим для него образом.

Психоаналитическая этика формировалась на базе философии фрейдизма (3. Фрейд) и неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен). Новации: приоритет психологического ракурса исследования морали; значимость бессознательного; изучение психопатологических феноменов как способ переосмысления нравственности. Основа развития — критическая интерпретация главных идей 3. Фрейда: структурирование человеческой психики (Оно, Я, Сверх-Я); «первичные влечения» как движущая сила бессознательного (сексуальные влечения — «комплекс Эдипа», «комплекс Электры»; принцип удовольствия; инстинкты жизни — Эрос и смерти — Танатос).

Главные установки «гуманистической этики» Э. Фромма:

• социализация психоанализа (связующее звено между обществом и психикой индивида — «социальный характер»);

• альтернатива этики — выбор между биофилией (любовь к жизни) и некрофилией (любовь к смерти, психопатологический феномен);

•гуманистическая, биофилийная этика ориентирована на расцвет индивидуальности (противостоит авторитарной этике, связанной с конформизмом, жестким внешним давлением); на созидание, а не на потребление (быть, а не иметь); на любовь, ведущую к солидарности, а не на ненависть, обусловливающую разобщение; на реализацию «свободы для», а не «свободы от».

Религиозная (христианская) этика XX века наиболее определенно представлена на базе идеологий неотомизма и неопротестантизма. Общие тенденции (с 60-х гг.): некоторое сближение позиций в области этики; акцентирование значимости личности; интерес к биоэтической тематике.

Этика неотомизма (Ж. Маритен, П. Грене, Э. Жильсон, К.Войтыла) до сих пор использует идеи Фомы Ак- пинского и опирается на традиционные для католической этики постулаты («У морали нет иного смысла, кроме как возвращения разумного существа к Богу» — Грене).

Главные установи и: ассимиляция новых идей (в частности, экзистенциализма — Маритен); декларация гармонии веры и разума; антропологический поворот («аджорнаменто» — нач. 60-х гг.), связанный с увеличением степени свободы человека, идеей автономности мирской жизни.

Этика неопротестантизма с 20—30 гг. XX века представлена таким течением, как неоортодоксия (К. Барт, Э. Брукнер, Рейнхольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих). Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенциализма.

Главные установки:

• абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части (подлинное и неподлинное бытие), что определяет две моральные ориентации (подлинная - обращенность к богу);

• неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины (наедине с богом у человека всегда «больная совесть»);

• подлинная мораль рационально невыразима и нереализусма в мирской жизни («невозможная возможность») > приоритет веры над делами;

• абсолютная противопоставленность бога и человека (ипаковость и трансцендентность бога).

«Универсалистская» этика связана с максимально широкой репрезентацией морального субъекта, выступающего в качестве представителя не отдельной культуры, а всего человечества. Главная интенция — моральная консолидация людей в общепланетарном масштабе.

«Этика благоговения перед жизнью» разработана и подтверждена практической деятельностью Альберта Швейцера.

Основные идеи:

• кризис современной культуры грозит гибелью цивилизации, средство возможного преодоления духовного кризиса — новая общечеловеческая этика («душа культуры»);

• новая этика (универсальная, оптимистическая, гуманистическая, практически-действенная) должна бази- 64 роваться па принципе благоговения перед жизпыо, который выступает в качестве критерия различения добра и зла (все, что сохраняет, одухотворяет, возвышает жизнь, есть добро; всс, что наносит ей ущерб — зло);

• значимость нравственного самосовершенствования (на основе понимания ценности «благоговения перед жизнью» и веры в его конструктивные возможности), которое следует подтверждать «личным действием» (имеющим «чистую» мотивацию и осуществляемым «чистыми» средствами).

«Живая этика» описана Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, которые представляли себя посредниками между Махатмами (великими Учителями) и человечеством. Своеобразие текстов «Живой этики» (эмоционально-образный строй языка) возможность индивидуальной адаптации, поливариативного истолкования.

Главные ориентации:

• синтез деятельного начала Запада и созерцательности Востока;

• этика должна быть общечеловеческой и практически значимой, помогающей правильно жить и спасти мир;

• космический смысл культуры (духовное единство) дает возможность расширения сознания для преодоления противостояния разных культур, освобождения от эгоизма (путь от Я к Мы), постоянного нравственного самосовершенствования («очищения»), служения общему благу человечества.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела этика
Становление этического сознания в Древнем Китае Этические представления в мировоззрении Древней Индии Становление античной этики Этика софистов





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110