поиск по сайту

Кондициональные категории этики



Это название данной группы категорий фиксирует такую важную их особенность как нормативный, «образцовый» статус. Их можно также называть «взаимообусловленными», подчеркивая содержательное единство и теснейшую взаимосвязь понятий «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Каждое из них целесообразно анализировать в контексте таких специфических особенностей всех этических категорий, как их императивный*, оценочный, мотивирующий характер.

Категория «долг» наиболее концентрированно выражает императивность морали, обозначая «нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения» (А. А. Гусейнов). Долг — это отношение к должному, т.е. выполняя определенные обязанности, человек осознает их как необходимые для себя (интериоризация). Осуществление долга на практике связано с бескорыстностью мотивации, поэтому Кант считал долг самым «чистым» моральным мотивом. Проявление долга в жизни людей сопряжено с множеством коллизий, отражающих разнообразные противоречия (между долженствованием и личными склонностями; между различными видами долга; между внешними требованиями и индивидуальными ценностными ориентациями и др.). Невыполнение, в силу каких-то причин, своего долга может вызывать неприятные, мучительные переживания, которые ассоциируются с действием другого механизма индивидуальной моральной регуляции, обозначаемого категорией совести.

Категория «совесть» отражает глубинный слой способности человека к моральной самоорегуляции на основании самооценки. Стыд, также представляющий способ самооценки, отличается от совести (наличие «внешнего наблюдателя», исключительно негативное проявление самооценки). На уровне совести самооценка выражается как негативно («угрызения совести»), так и позитивно (моральная удовлетворенность своими поступками, «чистая совесть»). Двоякая природа совести: в глубоко личностном обнаруживается нечто общечеловеческое, «чисто идеальное лицо» (Кант), которое часто интерпретируют как «одинокое богослужение» (Гегель) или «голос бога внутри человека».

Категории «честь» и «достоинство» образуют устойчивое словосочетание, что подчеркивает их сущностную взаимосвязь, основанную на представлении о нравственной самоценности человека, которая должна осознаваться персонально и, с другой стороны, находить отражение во внешнем, общественном измерении. Различия определяются преимущественно тем, что категория «честь» обозначает морального субъекта в качестве представителя какой-либо локальной общности (сословия, рода, профессии и т.п.), а в категории «достоинство» нравственная значимость личности выражена более универсально, поскольку основана на равенстве всех людей перед моральным законом. Поэтому осознание своею достоинства позволяет человеку преодолевать ограниченность частных проявлений мира морали, придавая им общечеловеческий смысл. В качестве категории этики «достоинство» следует отличать от другого употребления этого слова (достоинство = добродетель).




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела этика
Этическая мысль эллинизма Главные этические идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского Особенности развития этического сознания в Новое время Главные этические ориентации Б. Спинозы И французских материалистов XVIII века (П. Гольбах, К.А Гельвеций)




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110