""
поиск по сайту

Культура Западной Европы в XVI в.


Развитие предпринимательства, торговли, банковского дела, накопление богатства вызывали изменения в сознании людей, способствовали открытиям в естествознании, подъему культуры. В быстро меняющемся мире появилось стремление понять явления природы посредством разума, возрождалась вера в силы и способности человека. Весь XVI в. прошел под знаком Ренессанса (от фр. renaissance — возрождение), для которого характерными стали восстановление классического наследия античности, светский характер культуры и признание ценности человеческой личности.

Философской основой Возрождения стал идеал совершенного человека, в котором физическая красота сочеталась с силой духа. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) с его культом человека, поставленного в центр мироздания, верой в его силы приобрел характер широкого общественного движения и охватил европейские страны. Активную роль в формировании идеологии Возрождения сыграла молодая буржуазия. Предприимчивая и деятельная, она спешила насладиться земной жизнью. Однако философия Возрождения не отвергала религию, а возвышала человека до Бога, который оставался творцом, приведшим мир в движение.

Гуманизм Возрождения был сложным и противоречивым явлением. С одной стороны, быстро развивалась наука, появилось множество стилей и форм в художественной культуре, что свидетельствовало о богатстве духовной жизни общества. С другой стороны, религиозные войны XVI в. нанесли ущерб и экономике, и науке, и искусству. На кострах инквизиции сжигались не только книги ученых и писателей, творения художников, но нередко и сами авторы.

В период Возрождения произошел переворот в естествознании, были заложены основы современной науки. Наука вырабатывала методы исследования, основанные на опыте и эксперименте. Наиболее крупные успехи были достигнуты в географии и астрономии. Далекие морские экспедиции расширяли пространственные представления людей, заставляли изучать направления ветра, течения, климат. Выдающийся нидерландский ученый Г.Кремер (1512 — 1594), прозванный Мерка- тором, освоил технику определения географической долготы и широты, создал наиболее достоверную карту Европы. Его именем названа одна из важных картографических проекций.

В области астрономии революционную роль сыграл великий польский ученый Николай Коперник (1473 — 1543). Почти 40 лет он исполнял обязанности каноника и одновременно занимался астрономией. Его книга «О вращении небесных сфер», опубликованная в конце жизни, обосновывала гелиоцентрическую идею, согласно которой Земля не является центром мира, а вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца наряду с другими планетами. Вывод Коперника опровергал библейское представление, взгляды Аристотеля и Птолемея о Земле как центре Вселенной. Против ученого ополчились богословы, так как его открытие подрывало авторитет церкви.

Великий итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 — 1600) пропагандировал взгляды Коперника и высказал идею о существовании в бескрайней Вселенной множества систем, подобных солнечной. Католическая церковь бросила Бруно в тюрьму, где на протяжении восьми лет добивалась от него отречения от высказанных взглядов. Ученый, не изменивший себе, был присужден церковным судом к сожжению на костре.

Развитие политических идей. Противоречия переходной от феодализма к капитализму эпохи отразились и на политической мысли. Итальянский писатель и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 — 1527) выдвинул идею сильной власти для решения общегосударственных задач. Как идеолог зарождавшейся буржуазии, он выступил за создание сильного национального государства. Его главная книга «Государь» вызывала и вызывает много споров. Макиавелли допускал возможным в политической борьбе во имя великих целей пренебречь законами морали, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Сильный правитель должен сочетать в себе идеальные черты — служение отечеству, самоограничение, стремление ко всеобщему благу — с реальными чертами тирана, для которого всеобщее благо воплощается в государственном интересе.

В поисках создания идеального государственного устройства возникала социально-утопическая литература. Важное место в ней занимает «Утопия» Томаса
Мора (1478 — 1535), выдающегося английского гуманиста. В ней он выразил свой идеал общественного устройства, состоящий в полном удовлетворении потребностей человека и развитии его способностей. На далеком острове Утопия (от греч. и — нет и topos — место, букв, место, которого нет) жизненные блага распределяются по потребностям, здесь отсутствует частная собственность. Все жители Утопии работают по шесть часов, в свободное от работы время занимаются наукой, спортом, искусством. Тяжелую работу выполняют рабы, в которых превращены преступники, нарушители законов. Политический строй основывается на выборных принципах, все общественные вопросы решаются на народных собраниях. Для времени Томаса Мора эти взгляды были фантазией, в последующем утопией стали называть неосуществленную мечту.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

"" Позвонить:

Еще из раздела История Нового Времени

    Заметным событием в европейской истории стала Тридцатилетняя война (1618 — 1648), в которой приняли участие почти все государства Европы. Она стала первой войной общеевропейского масштаба, подвела политический итог противоборства реформационных сил ...
    подробнее
      Во второй половине XVII в. во Франции окончательно укрепилась абсолютная монархия, сумевшая разгромить оппозиционные движения, распространившиеся в стране после Тридцатилетней войны. Парламентская фронда (от фр. fronde — праща, фрондировать — в ...
      подробнее
        Причины революции. Капиталистический уклад в английской экономике в XVII в. упрочился и расширился. В деревне из-за имущественного расслоения появились фермеры и наемные работники. Крупные землевладельцы сгоняли с земли мелких держателей — ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com