поиск по сайту

Общественный строй польского феодального государства



В Польше, как и у германских народов, на смену родоплеменным отношениям пришли феодальные отношения. Однако классический феодализм, основанный на развитой частной собственности па землю, формировался на протяжении достаточно длительного исторического периода. Первоначально здесь сложился так называемый государственный феодализм, т.е. система централизованной государственной эксплуатации, при которой население платило дань на содержание князя и его дружины. Только начиная со второй половины XI—XII вв. наблюдается рост частного феодального землевладения.

Феодальные вотчины формировались за счет того, что дружинники получали от князя за службу населенные территории и иммунитетмые привилегии. Среди землевладельцев особый статуе при этом получили можновладцы — наиболее знатные феодалы, пользующиеся правом неподсудности. Они занимали основные государственные должности, превратив их фактически в свою наследственную собственность. Основная масса землевладельцев рыцари (шляхта) — такими привилегиями не обладали. Вместе с тем им гарантировались специальные рыцарские нрава, в частности право на родовой герб, денежное вознаграждение за участие в военном походе за пределы государства и др.

Единое сословие феодалов (шляхетское сословие) сформировалось в XIV—XV вв., по мере того как польские монархи законодательно закрепили сословные права и привилегии шляхты. Как правило, соответствующие нормативные акты — привилеи — издавались в ответ на требования феодалов, в условиях, когда королевская власть особенно нуждалась в их военной или финансовой поддержке (при избрании короля на престол, при созыве шляхетского ополчения и т.д.).

В 1374 г. согласно Кошицкому привилею феодалы были освобождены от всех податей за исключением порадльного (земельный налог) 2 гроша с лана (единица земли от 16 до 24 га). Шляхте гарантировалось владение землей на аллодиальном праве, т.е. возможность свободно передавать землю по наследству. При этом все феодалы считались непосредственными вассалами короля. Соподчинение между вассалами (лестница) отсутствовало. В 1422 г. Червепским привилеем гарантировалась имущественная неприкосновенность феодалов: конфисковывать имение шляхтича разрешалось только по решению суда. В 1430 г. Едлинским привилеем закреплялась личная неприкосновенность феодалов: запрещалось лишать шляхтича свободы без решения суда.


В 1454 г. были изданы Нешавские статуты, в соответствии с которыми, создавались сословные выборные шляхетские суды, т.е. судебные дела шляхты изымались из подсудности королевских чиновников. Крупные феодалы (магнаты) и шляхта получили равные права на занятие государственных должностей. Король обязывался без разрешения местных съездов феодалов (шляхетских сеймиков) не вводить новые порядки и не созывать шляхетское ополчение.

В 1496 г. согласно Петрковскому статуту шляхта получила исключительное право на приобретение земель (крестьянам и горожанам это запрещалось). Статут также гарантировал право шляхты па внешнюю торговлю продукцией своих имений и положил начало прикреплению зависимых крестьян к земле.

В XVI в. в результате экзекуционистского движения, в ходе которого шляхта добивалась ослабления влияния аристократии (магнатов), устанавливаются так называемые «золотые шляхетские вольности». В 1573 г. были изданы Генриховы артикулы, которыми шляхте гарантировалось право свободного избрания короля, право на неповиновение королю. В дальнейшем артикулы рассматривались как фундаментальный неизменяемый акт, своеобразная «конституция» феодального государства.

Утверждается шляхетская идеология сарматизма, согласно которой шляхта, в отличие от крестьян, имеет особое этническое происхождение, т.е. происходит от сарматов, которые в древности покорили славян. Тем самым подчеркивалась сословная исключительность шляхты, особое шляхетское равенство и доблесть.

Однако идеологические мифы не могли предотвратить имущественное расслоение и социальные конфликты в шляхетской среде. Особый статус магнатов (панов), каждый из которых имел пе только крупные земельные владения, но и целую армию слуг-шляхтичей, превращал шляхетское «равенство» в ширму, за которой разворачивалась борьба олигархических группировок за власть и финансы.

Наряду со шляхтой привилегированным сословием являлось духовенство. Духовенство ранее, чем светские феодалы, получило в собственность вотчинные земли, а также стало обладателем иммунитетных прав. Уже в конце XII — начале XIII в. церковь была полностью освобождена от государственных повинностей, а также получила право осуществления церковной юрисдикции над духовенством и над зависимыми от церкви людьми. Если рапсе епископов назначали князья, то теперь их стали избирать советы священников (капитулы). Шляхта имела монопольное право па замещение высших церковных должностей епископов, аббатов и др. Высшее духовенство активно участвовало в управлении государством, входило в состав сената. Гнезненский архиепископ (примас) председательствовал в сенате и считался главой государства в годы бескоролевья (когда король умер, а его преемник еще не избран).

Польские крестьяне объединялись в рамках территориальной общины — ополья. По мере роста феодального землевладения общинная собственность сокращалась, более ощутимым становилось имущественное неравенство в среде общинников, что, в конечном счете, ослабляло общинный строй. Наиболее состоятельные крестьяне по своему правовому положению сближались с низшими слоями шляхты, несли военную службу, в то время как их односельчане во все большей степени попадали в феодальную зависимость.

В раннефеодальном государстве большинство крестьян, тем не менее, сохраняло личную свободу. Благоприятное влияние на правовое положение польских крестьян оказало немецкое право, которое активно заимствовалось в Польше в ходе колонизации - заселения пустующих земель переселенцами как из Германии, так и из более густонаселенных районов польского государства. В связи с колонизацией с конца XII в. польские крестьяне во многих местностях стали руководствоваться не нормами польского обычного права, а нормами немецкого права. На основании разрешения, выданного князем, паны заключали договор с основателем деревни (осадником), выдавая ему локационную грамоту. Каждый крестьянин получал надел — лан (16—24 га), который он мог передавать по наследству и продавать с согласия пана. Так как крестьянин при поселении уплачивал пану определенную денежную сумму, то пан не мог отобрать надел у поселенца, не возвратив тому денег. Главной повинностью крестьян считалась уплата фиксированного денежного чинша. Новые поселенцы могли освобождаться от чинша на срок от 2 до 24 лет. Деревенскую общину возглавлял солтыс, который получал 1/6 части чинша и 1/3 часть судебных штрафов. Солтыс совместно с выбранными лавниками судил крестьян.

В XV-XVI вв. положение польского крестьянства становится более тяжелым. Крестьяне постепенно попадают в крепостную зависимость. Это происходило в связи с переходом к фольвароч- по-папщипной системе хозяйства. Феодалы заставляли крестьян отрабатывать на господской земле (фольварке), так как в это время крупные землевладельцы ориентировали свое хозяйство на производство зерна для экспорта в Европу. Крестьяне утратили подчиненное право собственности. Но, следует подчеркнуть, что в Польше, с точки зрения исследователей, крепостная зависимость существовала в более мягких формах, чем в России.

Основная масса польских городов возникла в XIII в. Их количество в это время увеличивается с 50 до 250. Как старые, так и новые города переводятся на немецкое право, т.е. получают право на самоуправление в основном по образцу германского города Магдебург. По магдебургскому праву город выходил из-под власти пана или королевских чиновников и подчинялся власти наследственного войта. Горожане выплачивали владельцу города часть пошлин и других доходов, удерживая определенную долю в пользу войта. Взамен горожане имели право свободной торговли и право на создание собственного суда. Войт являлся вассалом владельца города и обязан был ему личной военной службой. Свою власть войт осуществлял совместно с выборным советом радой во главе с бурмистрами. Городской суд состоял из войта и выборных или назначаемых радой лавников. Добиваясь расширения прав самоуправления, города нередко выкупали должность войта. В таких случаях права войта переходили к раде, а для осуществления судебных функций рада временно назначала судебного войта. В состав рады входили представители патрициата — зажиточных горожан. Основная масса городских жителей - поспольство - выступала за ограничение власти патрициата. В результате в некоторых городах возникали представительства поспольства, которые контролировали финансовую деятельность городских рад и участвовали в принятии важнейших решений.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела история государства и права славянских народов
Причины распада Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие и его последствия Происхождение славян Славяне в 6-8 вв. н. э. Уголовное и процессуальное право по Псковской судной грамоте




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110