поиск по сайту

Просвещение, письменность и образование на древнебелорусских землях


В X—XI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур, — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» и др. В этот период создаются первые школы на территории Беларуси и начинается переписывание книг.

Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины. Распространяются работы по астрономии, математике, а также сочинения античных авторов. Следует отметить также преемственную связь с древнерусской духовной традицией, влияние на культуру православия греко-византийского мира и западных ветвей христианства.

Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником по истории культуры и просвещения Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в XII—XIII веках являлся Ипатьевский летописный свод. Существовали также Смоленская и Полоцкая летописи.

Развивалось в это время и устное народное творчество. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». О том, что на белорусских землях существовало много книг, свидетельствует тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой до сих пор неизвестна.

Значительный вклад в развитие культуры XII в. внес Климент Смалятич. Летопись говорит, что он был книжником и философом, хорошо знал труды Платона и Аристотеля, являлся автором многих литературно-церковных трудов. До нас дошел один лист из его письма, написанного им смоленскому священнику Фоме, в котором говорилось, что понять святые книги можно при помощи светской науки (т. е. при помощи античных авторов). К. Смалятич был киевским митрополитом, где защищал независимость восточно-славянской православной церкви от Византии.

Таким образом, в IX—XIII веках на белорусских землях со становлением первых княжеств развивалось просвещение и образование, появились значительные памятники письменности и образования. Кроме того, стали известны имена целой плеяды белорусских просветителей.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела история педагогики и образования
Основные направления и задачи реформаторской педагогики Развитие зарубежной школы и систем образования в начале XX века Русская педагогическая мысль второй половины XIX века Сущность и особенности педагогических течений в России в начале XX века




----- Account: zavtrasessiya.com -----
© 2006-2017 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110

Сайт работает на платформе Nestorclub.com