поиск по сайту

Культурная жизнь СССР в 20-е гг



Установление в октябре 1917 г. Советской власти и диктатуры партии большевиков оказало огромное влияние на все сферы жизни общества, в том числе на культуру. Интеллигенция отнеслась к новой власти неоднозначно. Некоторые представители интеллигенции поддержали установившийся в стране режим (К. А. Тимирязев, В. В. Маяковский, А. А. Блок, Е. Б. Вахтангов, И. Э. Грабарь и др.), значительная же ее часть не приняла Советскую власть. Многие представители культурной элиты эмигрировали из страны. Оказавшись вне Родины, они продолжали сохранять лучшие традиции русской культуры.

В 20-е гг. происходило становление культурной политики Советского государства. С одной стороны, в это время постепенно устанавливался партийный контроль над учреждениями культуры, с другой — прилагались значительные усилия для подъема образовательного уровня народа — рабочих и крестьян. Были национализированы и стали общедоступными дворцы, музеи, художественные собрания и театры.

В целях централизованного руководства всеми отраслями культуры был создан Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) под руководством А. В. Луначарского. При Наркомпросе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и массовое общество «Долой неграмотность». Система внешкольного образования находилась в ведении Главполитпросвета. В начале 20-х гг. были созданы Агитационно-пропагандистский отдел ЦК ВКП(б) (Агитпром), Главное управление по делам литературы и искусства (Глав- лит), Главная репертуарная комиссия и др.

Осенью 1917 г. был создан Пролеткульт — объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт пытался создать новую пролетарскую культуру, построенную на отрицании старой, «буржуазной», подчинить науку и искусство интересам пролетариата. Он просуществовал до 1932 г.


В период нэпа интеллигенция пользовалась определенной творческой свободой. Это выразилось в деятельности художественных групп, течений, частных издательств, проведении творческих дискуссий, обсуждении их в печати. Однако первоочередная поддержка со стороны государства оказывалась представителям тех художественных направлений, которые приняли Октябрьскую революцию. В эту группу входили сторонники авангардизма в искусстве: кубизма, футуризма, абстракционизма и др. Среди них были: литераторы (Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский), живописцы (В. В. Кандинский, К. С. Малевич), деятели театра (В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров).

Наряду с признанными еще до революции писателями и поэтами (А. А. Блок, С. А. Есенин, Д. Бедный, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак и др.) впервые в печати выступили молодые литераторы: В. А. Каверин, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев и др. В их творчестве отразилась попытка художественного осмысления революции, трагических событий Гражданской войны, судеб российской интеллигенции. Новатором в области театрального искусства был В. Э. Мейерхольд, считавший, что театр революции должен быть политическим, агитационным, массовым, в котором зритель становится участником спектакля. Тем не менее к концу 1920-х гг. прочное место в репертуарах драматических, оперных и балетных постановок заняла классика, театры вернулись к отечественным традициям.

Большие успехи были достигнуты в области киноискусства. В этот период начинали свою творческую деятельность кинорежиссеры, драматурги, актеры С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев, Г. В. Александров, А. И. Арбузов, Э. П. Гарин и др. Развивается документальное кино, ставятся художественные фильмы, посвященные революционной тематике.

Художники стремились отразить действительность в формах, понятных широкой публике. Важнейшими сюжетами их творчества были события Гражданской войны, трудовые будни строителей новой жизни, портреты передовиков производства.

Декретом Совнаркома церковь была отделена от государства и школа — от церкви. Вместо различных учебных заведений, существовавших в дореволюционный период, создавалась единая трудовая школа двух ступеней, обучение в которой сочеталось с трудовым воспитанием. При приеме в вузы осуществлялся классовый принцип набора, чтобы привлечь в ряды студентов выходцев из социальных низов. В высших учебных заведениях вводилось обязательное изучение исторического материализма, позже — истории коммунистической партии и основ марксизма.

Восстановление научного потенциала страны и вместе с тем подчинение его целям социалистического строительства стало одной из важнейших задач новой власти. Продолжала функционировать Академия наук. К 1927 г. в стране насчитывалось 25 тыс. научных работников. В области естественных наук работали такие выдающиеся ученые, как И. П. Павлов, В. И. Вернадский, Н. Е. Жуковский, Н. И. Вавилов, С. В. Лебедев и др.

Наряду с положительными тенденциями культурного строительства к концу 20-х гг. усилились политический контроль, регламентация творческой деятельности интеллигенции.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела история россии
Сущность, формы, функции исторического знания Этногенез восточных славян Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности Век Екатерины II




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110