поиск по сайту

Культура Европы 19 века



Культура Европы 19 века
Культура стран Европы в 19 веке закономерно продолжила традиции и тенденции культуры Нового времени , однако в данном случае развитие экономических и социальных отношений наложили свой отпечаток.

Научно технический прогресс и индустриализация повлияла на развитие науки, период национальных движений и революций в Европе наложил свой отпечаток на литературу и искусство, архитектура во многом обязана развитию буржуазии как классу.

Развитие науки в 19 веке в Европе

Крупнейшие открытия XIX — начала XX в. в области естествознания коренным образом меняли представление о физической и математической модели мира, основанной на классической механике.

Английские ученые М. Фарадей и Дж. Максвелл внесли большой вклад в разработку электромагнитной теории, объединившей знания о свете, электричестве, магнетизме. Немецкий ученый В. Рентген открыл глубокопроникающие лучи, названные его именем, что дало толчок новым открытиям в физике. Француз А. Беккерель обнаружил явление радиоактивности урана, а М. Складовская и П. Кюри нашли новые, более сильные источники излучения — полоний и радий. Э. Резерфорд разработал теорию строения атома, согласно которой в центре атома находится ядро, вокруг него с огромной скоростью вращаются электроны. Было отвергнуто представление о неделимости атома. Датский физик Н. Бор установил, что каждый электрон имеет свою орбиту. Немецкий ученый М. Планк предложил теорию, по которой атомы излучают энергию отдельными порциями — квантами, а не беспрерывно. Так появилась квантовая система. А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, установившую тесную связь свойств пространства и времени с материей. Новые открытия в физике обосновывали неисчерпаемость структурного строения мира и природы.


Много нового внесли в математическую науку немецкие ученые. Г. Кантор сформулировал теорию множеств, результатом применения которой стало обоснование математического анализа. Д. Гильберт выдвинул в 1900 г. 23 проблемы для грядущих исследований, центральной среди которых он считал проблему полноты и непротиворечивости аксиом.

Важнейшим достижением в химии стала периодическая система химических элементов, составленная русским ученым Д. И. Менделеевым. Она давала возможность предсказывать неизвестные еще науке элементы, утверждала, что свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от их атомного веса. Шел процесс становления физической химии, предметом которой стало исследование физических изменений в связи с химическими реакциями. Большой вклад в этот раздел химии внес немецкий ученый В. Освальд, основавший специальный журнал «Физическая химия». Были сделаны важные открытия в органической химии немецким ученым Ф. Какуле, русским А. М. Бутлеровым, французом Ж. М. Белем, что дало возможность анализировать и синтезировать сложные соединения, получить новые материалы — пластмассу, искусственный шелк, заменители каучука.

В центре внимания биологии оказалась эволюционная теория английского ученого Ч. Дарвина, обоснованная в трудах «Происхождение видов путем естественного отбора» и «Происхождение человека и половой отбор». Он высказал идеи о том, что в живой природе развитие происходит благодаря естественному отбору и что предком человека является человекоподобная обезьяна. Первая идея встретила поддержку состоятельных классов, увидевших в ней подтверждение своего превосходства. Вторая идея ставила под сомнение божественное происхождение человека и вызвала ожесточенные дискуссии, продолжающиеся и в наше время. Ч. Дарвин не смог, однако, объяснить причины устойчивости и изменчивости видов. В решение данной проблемы большой вклад внес чешский натуралист Г. Мендель. Он установил, что за передачу признаков потомству отвечает наследственный механизм. Голландский ученый Г. Фриз разработал теорию мутаций, т.е. резких изменений признаков в живых организмах, закрепление их и передачу потомкам. В результате этих открытий появился новый раздел в биологии — генетика. Французский ученый Л. Пастер и немецкий ученый Р. Кох заложили основы бактериологии и теории иммунитета. Благодаря этому был сделан крупный шаг в развитии медицины, ознаменовавшийся созданием эффективных препаратов и лекарств против сибирской язвы, холеры, дифтерии, других инфекционных заболеваний.

Литература и общественные науки в 19 веке в Европе

В начале XIX в. широкое распространение в художественной культуре получил романтизм, пришедший на смену классицизму. Романтики, разочарованные итогами революционных потрясений во Франции, искали своих героев или в далеком прошлом, или в неопределенном будущем, или в нетронутых цивилизациях. Эти герои, как правило, противостоят окружающей среде, они мятежны и одиноки. Заслугой романтиков стало пробуждение интереса к прошлому, к самобытным традициям народов, что способствовало формированию национального самосознания. Выдающиеся представители этого направления — поэты Дж. Байрон, П. Шелли. Г. Гейне, Ш. Петефи. Прозаик В. Скотт стал основателем нового жанра — исторического романа. В. Гюго, заявивший о себе и как поэт, и как романист, является автором таких выдающихся произведений, как «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «93-й год».

В середине XIX в. в литературе утвердился реализм, для которого характерно преобладание социальной тематики и критическое отношение к антагонизмам и недостаткам общества. В книгах Стендаля (А. М. Бейль), О. Бальзака, Ч. Диккенса представлены герои из разных общественных слоев. Это финансисты, предприниматели, мелкие буржуа, интеллигенты, крестьяне, ремесленники, люди, потерявшие работу.

В атмосфере общественных перемен конца XIX в. появилось множество литературных направлений, среди которых наиболее плодотворно проявили себя натурализм и символизм, односторонне развивавшие те или другие стороны реализма. Натуралисты исходили из того, что, как бы красиво не выглядел художественный вымысел, писатель должен находить в действительности проявление законов наподобие тех, что имеются в естественных науках. Натуралисты стремились к исключительно биологическому осмыслению сложного духовного мира человека. Основателями натурализма выступили братья Гонкур (Франция). В своем романе «Жермини Ласерте» они описали самые незначительные подробности быта, окружения, времени. Значительный вклад в развитие натурализма внес выдающийся французский писатель Э. Золя. Его эпопея «Ругон-Маккары», состоящая из 20 романов, представила широкую панораму французского общества периода Второй империи.

Объектом внимания символистов стал ирреальный мир, так как действительность казалась им серой, недостойной внимания, являлась лишь «покровом», за которым скрывается «тайна». Большой вклад в развитие символизма внесли французские поэты С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен. Их поиски значительно обогатили литературу, раскрыли новые возможности слова. В Германии наиболее значительным представителем символизма был С. Георге, в Бельгии — М. Метерлинк. Близок к символизму английский писатель О. Уайльд, пропагандировавший идеи «чистого искусства», «искусства для искусства».

Традиции реализма продолжили в новых условиях выдающиеся писатели и драматурги разных стран Европы. Француз Ги де Мопассан в романах «Жизнь», «Милый друг», многочисленных новеллах отобразил Францию периода Третьей республики, осудил дельцов, добивавшихся жизненных успехов любыми средствами. А. Франс в «Острове пингвинов» высмеял социальные институты Франции. Р. Роллан в эпопее «Жан Кристоф» поднял тему художника, противостоящего своей меркантильной эпохе.

Английский драматург Б. Шоу показал в своих пьесах остроту социальных конфликтов, искал пути создания справедливого общества. Г. Уэллс поднял проблему ответственности ученого перед обществом («Человек-невидимка»). Т. Гарди осуждал проникновение торгашеской морали в духовный мир человека.

В творчестве немецкого писателя Г. Гауптмана подняты социально значимые проблемы. Драма «Ткачи», например, изображает восстание силезских ткачей 1844 г. В романах Г. Манна «Верноподданный», «Учитель Гнус» показана немецкая действительность со всей ее контрастностью и уродствами. Роман Т. Манна «Будденброки» охватывает жизнь четырех поколений семьи состоятельных бюргеров, показывает их представления о достойном существовании и вырождение.

В пьесах норвежского драматурга Г. Ибсена раскрыта трагедия индивидуализма, показан бунт человека против своего окружения («Кукольный дом», «Привидения»).

Общественные науки занимались изучением проблем познания, социальных, культурных, политических процессов. В философии сложилось три крупных направления — позитивизм, или философия науки (О. Конт), неокантианство («марбургская школа» — Германия), «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер). Шло становление социологии. Немецкий ученый М. Вебер занимался разработкой концепции социологии истории и культуры. Австрийский психолог 3. Фрейд выдвинул теорию психоанализа, в которой большое значение придавалось подсознанию. В исторической науке важное место заняло изучение революций и эволюции, народных движений. Историки накопили и систематизировали большой фактический материал.

Живопись в 19 веке в Европе

Романтизм в живописи означал усиление личностного, индивидуального. Тематика романтических произведений стала шире, уменьшилась роль античных сюжетов, характерных для классицизма. Подлинным лидером европейского романтизма в живописи стал французский художник Э. Делакруа, обладавший огромным талантом. Важной вехой в его творчестве явилась картина «Свобода на баррикадах», увековечившая героев революции 1830 г. У женщины, олицетворяющей Свободу, мощное тело, уверенная поступь, энергичное лицо, фигура до пояса обнажена. Она идет по трупам погибших и ведет за собой восставший народ.Великий испанский художник Ф. Гойя положил начало реалистической традиции. Это с особенной силой проявилось в показе им борьбы испанского народа против французских завоевателей. Высшая степень драматизма характерна для картины «Какая доблесть!», на которой изображена девушка, участница обороны Сарагосы. Она стоит на трупах убитых и продолжает стрелять по врагу.

Существенный вклад в становление реализма внесли английские пейзажисты Д. Констебл и У. Д. Тернер. Зритель почти физически ощущает залитое солнцем пространство, влажную зелень травы, свежесть ветра на картинах Д. Констебла. Дикие скалы, утесы, бурное и немного таинственное море привлекли внимание У. Д. Тернера. Во французской живописи проявили интерес к пейзажу художники барбизонс-кой школы, в которую входили Т. Руссо, Д. Пенья, Ж. Депре. Многое сделал для возрождения крестьянского жанра во французской школе пейзажистов Ж. Ф. Милле. Он показал сельский труд как естественное состояние человека, умножающего жизнь на земле. Картины «Сеятель», «Собирательницы колосьев», «Человек с мотыгой» возвеличивают крестьянина, выполнены в ровной цветовой гамме. Для картин К. Коро, одного из самых тонких мастеров пейзажа, характерно органическое вхождение человека в мир природы.

Картины французских художников О. Домье и Г. Курбе выполнены в манере реалистического искусства с его интересом к социальной тематике («Прачка», «Тяжелая ноша», «Отдых комедиантов», «Влюбленные в деревне», «Каменотесы», «Похороны в Орнане»).

В конце XIX в. в живописи происходит подлинная художественная революция, значение которой было осознано лишь много позднее. Художники, названные импрессионистами, выступили за обновление искусства, преодоление салонного академизма, против бледной палитры живописи. Они стремились запечатлеть мир в присущей ему постоянной изменчивости, схватить мгновение. Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар создали много прекрасных произведений различных жанров, выдвинув на первый план эффекты воздуха и света. Импрессионисты внесли много нового в технику живописи, создав систему разложения тонов на чистые цвета. Они писали картины свободными мазками, высветляли палитру, отказавшись от черного цвета, работали на открытом воздухе. Растворяя цвет в воздухе и свете, импрессионисты в определенной мере разрушали материальность мира, что взяли на вооружение последующие течения в изобразительном искусстве. Лидером импрессионистов считается Клод Моне. Его «Руанские соборы», «Стога сена», «Туманы в Лондоне» — шедевры мировой живописи.

На смену импрессионизму пришел постимпрессионизм — искусство более активного отношения к миру и более строгой формы. К постимпрессионистам относят Поля Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена. Главным в их творчестве стал человек, утверждающий себя в борьбе с окружающей средой и самим собой. Они добивались в живописи философского обобщения и лаконизма формы, отошли от свойственных импрессионистам фиксаций отдельных мгновений жизни, при этом, как и импрессионисты, интересовались цветом.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела всемирная история новейшего времени
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внутренняя политика Александра III





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110