поиск по сайту

Либерализм и неолиберализм: определение, принципы и цели


Либерализм и неолиберализм: определение, принципы и цели
Термин «либерализм» происходит от лат.liberalis – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII—XVIII веках. К классикам либеральной мысли относятся Дж. Локк, Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. В России либеральные идеи развивали в начале XX века П. Струве, П. Милюков и др. Классическим изложением принципов либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Основные ценности либерализма

Свобода, которая в либерализме является:

а) негативной («свободой» от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. предполагается, что человек не должен встречать внешних преград для реализации своих интересов, которые не противоречат нормам закона;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и др. особенностей;

в) индивидуальной, т.е. ее носителем является индивид, отдельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т.д.

Права человека, в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность.

Индивидуализм, проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Номократия – власть законов, и эгалитаризм – предполагающий равенство всех перед законом, обладание равными правами.

Плюрализм мнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и др. ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими.

Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением трех функций:

1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты от угроз извне и преступлений внутри страны.

2. Обеспечение правосудия, заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

Экономические кризисы и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы. Возникла необходимость пересмотра взаимоотношения государства и общества. Впервые неолиберальная модель была опробована на практике в США во времена Нового курса президента Ф. Рузвельта в 30-х годах XX столетия. Чтобы вывести страну из затянувшегося экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов государственного управления в экономику при сохранении политического плюрализма и основы капиталистического строя. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления экономикой, получила название «государства всеобщего благоденствия». Во второй половине XX века правящие либеральные партии многих стран Западной Европы признали допустимым некоторое вмешательство государства в экономику, а в социальной сфере решились на политику патернализма.

Отличительные черты неолиберализма:

Отказ от невмешательства государства в экономику.

Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма была дополнена тезисом о необходимости его коррекции со стороны государства, а также о проведении политики активной социальной помощи незащищенным слоям населения.

Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

В настоящее время либеральные и неолиберальные идеи воплощаются на практике в деятельности различных либеральных партий, которые образовали несколько международных объединений, крупнейшее среди которых – Либеральный интернационал, созданный в 1947 году.

В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов Великого княжества Литовского, где закладывались идеи правового государства, хотя и в пользу одного сословия – шляхты. В Российской империи в роли великих либеральных реформаторов выступали Александр II, П. Столыпин. К представителям русского либерализма можно отнести М. М. Сперанского, также «западников» – П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и др. Либеральные идеи лежали в основе деятельности части народников. В конце XIX – начале XX вв. они пронизывали творчество ряда видных российских социологов и правоведов, таких как С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий и др. Однако с наибльшим откликом в массовом сознании идеи либерализма стали развиваться в России и Беларуси только в конце XX столетия.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Идеология белорусского государства

    Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни ...
    подробнее
      Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них. М данной связи ...
      подробнее
        В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com