поиск по сайту

Общественные движения в России в 19 веке



Определяющим фактором общественного движения в 30 — 50-е гг. XIX в. стала острая полемика по проблеме российской самобытности. В ходе этой дискуссии по-прежнему остро звучали вопросы о самодержавной власти и крепостничестве. В начале 30-х гг. будущим министром народного просвещения С. С. Уваровым (1833 — 1849) были сформулированы положения теории «официальной народности», что позволило идеологически обосновать курс царизма на всемерное противостояние России «мятежному» Западу. Живительными источниками силы и могущества страны объявлялись «православие, самодержавие, народность» (понятие «народность» трактовалось как патриархальная самобытность населения). Предпринимались активные действия для внедрения этих постулатов в качестве основополагающих принципов литературы, искусства, науки, просвещения. В опубликованных в 1836 г. «Философических письмах» П. Я. Чаадаева в противовес официальной идеологии давалась весьма мрачная оценка исторического прошлого и настоящего России, крайне пессимистично обозначались ее перспективы.

Основной причиной отрыва России от европейской традиции Чаадаев считал принятие Русью в свое время православия.

Единство противоположностей славянофильства и западничества. В конце 30-х — начале 40-х гг. в российском обществе сложились два оппозиционных течения — славянофилов и западников. Их объединяло и отрицание чаадаевских предсказаний плачевной участи России, и невосприятие законсервированности николаевского режима. Представители обоих течений стояли на позициях отмены крепостного права и ограничения власти монарха. Споры между славянофилами и западниками касались главным образом различных подходов к оценкам прошлого и будущего России. Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь, усматривали ее самобытность в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в огромной нравственной роли православной церкви. Они считали, что Россия должна восстановить традиционные устои жизни и развиваться по особому пути. Для западников (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, В. Ф. Корш, К. Д. Кавелин) идеалом был Петр I, осуществивший коренное реформирование страны; они выступали за европейский вариант развития.

Западники и славянофилы отрицали революционные потрясения, но именно литературная полемика между ними во многом способствовала становлению революционного демократизма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Деятельность в 1845 — 1849 гг. кружков петрашевцев (М. В. Буташевич-Петрашевский, Н. А. Момбелли, Н. С. Кашкин, С. Ф. Дуров, Н. А. Спешнев) приобщила российскую общественность к идеям социалистов-утопистов. В конце 40-х — начале 50-х гг. А. И. Герцен выдвинул теорию «русского» (общинного) социализма.


В целом деятельность «образованного меньшинства» представляла одну из самых ярких страниц истории предреформенной России.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела всемирная история новейшего времени
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Внутренняя политика Александра III




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110