поиск по сайту

Супрематизм Казимира Малевича


Основоположником еще одного нового направления абстрактного искусства – супрематизма – стал Казимир Малевич. Название происходит от латинского supremus – высший, крайний, последний. Главная цель супрематизма – поиски абсолютной гармонии в геометрических формах как высшей степени обобщения.

Малевич Казимир Северинович (1878-1935) последовательно проходит увлечения импрессионизмом, символизмом, фовизмом, живописью Сезанна, Матисса, неопримитивизмом, в 1913 г. обращается к алогизму.

В оформлении кубофутуристической оперы «Победа над солнцем» (1913) зародилась идея беспредметности. В 1915 г. на выставке «0,10» был впервые показан «Черный квадратна белом фоне» - произведение, открывающее супрематизм. Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует по- люсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно, ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими до нее в мире, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат ознаменовал собой чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом.

Картина представляет собой черный квадрат, обрамленный белым полем. Черное и белое находятся в динамическом напряжении, являющемся следствием оптического эффекта. В квадрате заложена возможность двоякого восприятия: черная плоскость на белом пространстве и, наоборот, черное зияющее пространство в окружении белой плоскости. Зрительное восприятие квадрата построено на постоянных превращениях плоскости и пространства друг в друга.

Художнику удалось вывести искусство из сферы чувственного и рационального в высшую сферу идей, сверхчувственного постижения мировых законов. Ощущение, что, стоя перед «Черным квадратом», мы стоим перед бездной, недаром не покидало многих, кто видел эту картину. Да и сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на «Черном квадрате» искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства. «Черный квадрат» в известном смысле подводит итог предшествующей истории искусства и открывает перспективы нового пластического мышления XX в. Впоследствии Малевич прошел в своем творчестве периоды цветного и белого супрематизма.

После революции художник много преподавал и занимался реформированием художественного образования по новым принципам. В Витебске он возглавил школу «Уновис», деятельность которой воплощала его идеи. В середине 20-х гг. XX в. работал над прообразами супрематической архитектуры - планитами и архитектонами. Мечтая о новой универсальной архитектуре, Малевич разработал «супрематический ордер».

В 1927 г. Малевич предпринял поездку со своими произведениями в Польшу и Германию. Надеясь вернуться, он оставил там взятые с собой произведения. В России три недели был в заключении. Последняя персональная выставка, состоявшаяся при жизни художника, была организована в Третьяковской галерее в 1928 г. На ней он продемонстрировал последовательность своего пути к супрематизму через различные направления XX в., начиная с импрессионизма.

В последнее десятилетие жизни художник возвратился к фигуративной живописи, основанной на принципах супрематизма, перевоплощая пейзаж, фигуры и лица в идеальные супрематические плоскости.

Художник создал теоретические труды, разъясняя свои живописные открытия: «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Беспредметное искусство понималось Малевичем как освобождение художественного творчества и вообще искусства от всякого подчинения. Это проекция высшей точки социального равенства. В своей записной книжке Малевич в 1924 г. писал: «... Разного рода вожди, стараясь подчинить искусство своим целям, учат, что искусство можно разделить на классовые различия, что существует искусство буржуазное, религиозное, крестьянское, пролетарское... В действительности происходит борьба двух классов, и у той и у другой стороны есть то искусство, которое отражает и помогает тому и другому... Ну, а новое, беспредметное искусство ни тем, ни другим не служит, оно им и не потребно».

В то же время посеянные им идеи дали обильные всходы в западноевропейском искусстве, особенно в дизайне и архитектуре XX в. В советский период его искусство было объявлено антинародным, образцом «буржуазного формализма». В наши дни идеи Малевича вновь стали актуальными в современном искусстве. В 1988 г. в Третьяковской галерее состоялась большая выставка художника, позволившая осмыслить всю масштабность его творчества.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Мировая художественная культура

    Наиболее яркой страницей в истории белорусского пейзажа является творчество Витольда Каэтановича Белыницкого-Бирули (1872-1957). Он родился недалеко от местечка Белыничи Могилевской губернии. Детство прошло в деревне Крынки, среди живописной ...
    подробнее
      Толчок становлению Виктора Эльпидифоровича Борисова- Мусатова (1870-1905) как живописца дал французский импрессионизм. Художник пленился его световоздушными эффектами, помогающими запечатлевать ускользающие мгновения, сиюминутные впечатления. Однако ...
      подробнее
        Одно из наиболее известных художественных объединений начала 20 века – союз московских живописцев с дерзким названием «Бубновый валет». Работы членов этой группы – Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова – ныне украшают многие музеи ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com