""
поиск по сайту

«Понимающая социология» М. Вебера


«Понимающая социология» М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) известен как один из виднейших немецких социологов, автор работ «Протестанская этика и дух капитализма» (1904-1905), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Наука как профессия» (1920) и др. Подобно неокантианцам, Вебер отмечал необходимость понимания в социальных науках, которое он не противопоставлял объяснению. В то же время он не признавал такие методы познания, как вживание и интуиция, поскольку не считал результаты, полученные с их помощью, общезначимыми. Проблему многообразия эмпирической действительности он решал при помощи категории идеального типа.


Понимание как прямое постижение противопоставляется М. Вебером свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. При этом М. Вебер отстаивал принцип свободы от оценочных суждений, означающий, что истинность социальных явлений и их значимость для социального поведения - вещи различные и подчас несовместимые. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия, что любое социальное поведение следует понимать на основе его соотнесения с теми социальными ценностями, которые присущи данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).

Понятие социального действия является исходным пунктом веберовской социологии. В отличие от Дюркгейма, Вебер не рассматривал общество как субъект социального действия. Таковым, по его мнению, может быть только индивид. Модель человеческого действия содержала у Вебера два основных момента: во-первых, оно осмыслено, во-вторых, оно направлено на другого индивида (индивидов). В отличие от Г. Лебона, Вебер не считал социальным в строгом смысле слова реактивное, чисто подражательное действие, совершаемое индивидом как атомом массы, толпы. В отличие от психологов, Вебер изучал, главным образом, целерациональные действия, цель которых не может быть выведена исключительно из анализа душевной жизни человека.

Целерациональное действие характеризуется ориентацией в соответствии с целью, средством и побочными последствиями, а также рациональным взвешиванием средств по отношению к цели, а цели - по отношению к побочным последствиям. Помимо целерациональных существуют ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия. В традиционных обществах преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, а в индустриальном – целе- и ценностно-рациональный. По мнению Вебера, рационализация социального действия – общая тенденция исторического процесса.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

"" Позвонить:

Еще из раздела Социология

    Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее ...
    подробнее
    ""
      Наука – это исторически развивающаяся система объективных знаний о мире; особый вид познавательной деятельности и социальный институт, обеспечивающий выработку таких знаний. Социология (от лат. socius – общество и греч. logos – слово, учение) – это ...
      подробнее
      ""
        Основоположником социологии как науки признан французский философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Значение слова «позитивное» О. Конт определил в работе «Дух позитивной философии»: - реальное в противовес химерическому; - полезное в противовес ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com