поиск по сайту

Белыницкий-Бируля В.К. и его творчество



Наиболее яркой страницей в истории белорусского пейзажа является творчество Витольда Каэтановича Белыницкого-Бирули (1872-1957). Он родился недалеко от местечка Белыничи Могилевской губернии. Детство прошло в деревне Крынки, среди живописной белорусской природы. Художественные способности проявились рано, однако родители хотели сделать из сына офицера. Его отдали в Киевский кадетский корпус, но и здесь он занимался рисованием. Посещал рисовальную школу Н. Мурашко.

В 1889 г. поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у К. Коровина.

Уже в ранних пейзажах проявились характерные особенности живописной манеры Белыницкого-Бирули. Гладкая, почти прозрачная обработка поверхности холста, тонкое чувство цвета, умелое сочетание серебристо-синих, серых и голубых тонов, придающих произведению своеобразное лирическое звучание, становятся неотъемлемой чертой пейзажей живописца.

С 1892 г. художник становится постоянным участником передвижных выставок активным членом Товарищества передвижников. Его имя становится известным за рубежом. На выставках в Мюнхене и Барселоне его пейзажи отмечены премиями. В 1908 г. ему было присвоено звание академика. Среди его работ «Голубая часовня», «Весенний день», «Вечер», «У мельницы».


Одна из любимых тем художника - весеннее пробуждение природы. В каждом пейзажном образе он создает такое состояние, которое выразительно передает суть явления.

В картине «Быстрая речка» воспроизводит радостный образ весны. Диагональ, господствующая в композиционном построении, рождает ощущение движения. Во всем чувствуются свежесть и шум весеннего ветерка. В холодной синеве реки отражаются облака, ветер морщит воду. Быстрый ритм перемежающихся линий стволов деревьев и их теней на первом плане постепенно затихает в далях. Там виднеется небо с вереницей облаков. Точно найдены соотношения цвета земли на переднем плане и зелени поля вдали, деревьев, реки, неба и построек. Живописная ткань полотна, созданная серо-голубыми, коричневыми, зеленовато-серыми и сиреневыми тонами, подчеркнуто динамична. Она передает ощущение чистоты и хрустальности весеннего воздуха, трепетности пробуждающейся природы.

Свободная фактура живописи в картине «Март» отображает переходное состояние природы. Она дает возможность почувствовать, как пригревает солнце. Словно на глазах под его яркими теплыми лучами тает снег, обнажается земля. На первом плане, в тени, он голубой, здесь еще таится прохлада. На свету снег становится серым, рыхлым, принимает отражения » от земли, деревьев, построек. На втором плане солнце выбеливает цвета, создает ощущение легкой дымки. Фактурный, рельефный мазок помогает передать жизнь природы. Все проникнуто дыханием весны.

Основная тема пейзажа «Зимний сон» — мелодия зимы. Она решается проникновенно и поэтично. Композиция естественная, точная и охватывает небольшое замкнутое пространство. Темные стволы деревьев образуют подобие раздвигающегося занавеса. Словно на постаменте из белого снега возникает небольшая церковь. Тонкое чувство цвета помогает художнику запечатлеть сложное состояние природы, длящееся несколько мгновений, - сумерки, переходящие в вечер. Мягкие, приглушенные серо-голубые и сиреневые тона передают ощущение наступающего вечера. Благодаря этому сюжет приобретает камерность, лиричность, искренность, характерные для «пейзажа настроения».




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела мировая художественная культура
Музыка Арнольда Шёнберга Музыка русского неоклассицизма Музыкальное искусство первой половины 20 в. Музыкальное искусство первой половины 20 в.





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110