поиск по сайту

Человек перед лицом будущего. Противоречия современной цивилизации



Современная эпоха завершает одну из фаз человеческой истории - индустриальную цивилизацию. В начале XXI в. вырисовываются контуры обозримого будущего - это «постиндустриальное общество с культурой информационно-компьютерной цивилизации». Синонимы для информационно-компьютерной цивилизации: «информационная, экотехническая, технотронная, электронная».

В информационно-компьютерном обществе происходит автоматизация деятельности на основе информационных технологий. Становление информационно-компьютерной цивилизации происходит неравномерно: в странах западной цивилизации она становится реальностью, тогда, как в ряде стран Азии и Африки сохранились многие элементы традиционного общества, связанные не только с ценностными ориентациями и традициями, но и с низким уровнем развития производительных сил.

Много споров идет о будущем развитии человечества. Футурологи - ученые, исследующие проблемы будущего, - предлагают разные сценарии будущего развития человечества.

1. Оптимистические варианты связывают будущее с развитием ноосферы, воплощающей разум, мир, материальное изобилие. Например, академик Н.Н. Моисеев признает возможность формирования в XXI веке единой мировой цивилизации. Для эффективного развития человечества в третьем тысячелетии важнейшим является усиление гуманистической направленности.


2. Пессимистические прогнозы футурологов включают в себя различные модели апокалипсиса, своеобразного «конца света». Эсхатология - учение о конце существующего мира. Апокалипсис - разновидность эсхатологических идей. Современный апокалипсис связывают с разрушением природной среды; цивилиэационными войнами; гомутеризацией человека (от хомо - человек + компьютер), духовным опустошением личности»; ядерной катастрофой. «Гомутер - вполне возможное существо в условиях информационно-компьютерной цивилизации». У компьютерных фанатов возникает психологическая зависимость - формируются качества «человека клакающего» (нажимающего на компьютерные клавиши). Человек становится придатком машины. Общение с человеком замещается общением в виртуальном мире.

В современном мире растет число инноваций, которые приводят к фундаментальным изменениям социального и индивидуального бытия. Инновации - это обновления в технике, в общественных отношениях. Обновляется мир артефактов, т.е. создаваемой человеком предметной среды. Артефакт — искусственно созданный, отличный от природы. Возникает компьютерный мир - мир виртуальной реальности. Растет сектор экономики, связанный с наукоемкими техноло- • гиями (информационными, космическими, биотехнологиями, нано- технологиями).

Современную цивилизацию нельзя оценить однозначно. С одной стороны используются передовые технологии, достигнут высокий уровень жизни. Развивается экономика услуг, происходит компьютерная революция, создаются сложнейшие информационные системы, растет слой зажиточных образованных людей (средний класс), возникают постматериальные ценности. Развивается позитивное взаимодействие всех стран и народов, возникает надежда на решение глобальных проблем человечества. С другой стороны - прогресс современной науки и техники несет многие негативные последствия - вероятные опасности разрушения личности и человечества в целом. О. Тоффлер писал о футурошоке - «психологические переживания, связанные со стремительно надвигающимся «столкновением» с будущим».

Чертой современного всемирно-исторического процесса становится глобализация. Она проявляется во взаимодействии всех стран мира в различных сферах - экономической, технической, социокультурной, геополитической. Отрицательно то, что глобализация зачастую работает в пользу лишь высокоразвитых стран, углубляя противоречия между цивилизациями. Даже возник термин «золотой миллиард» - это население развитых стран мира, которые пользуются всеми благами научно-технического и социального прогресса во многом за счет всех других стран. Существует явный дисбаланс между развитыми и развивающимися странами мира.

Современная цивилизация порождает немало препятствий для проявления человечности. Доминирование мира техники создает условия для формирования одномерного, одностороннего человека, дегуманизации общества.

События 11 сентября 2001 г. показали новые аспекты глобальных противоречий, связанных с усилением опасности со стороны международного терроризма. Эти события демонстрируют то, что конфликт между Западом и Востоком, как цивилизационный конфликт, может стать глобальной реальностью, а модель «вестернизации» для развития незападного мира далеко не всегда подходит. В развитии современного человечества необходим учет культурно-национальных особенностей, более сбалансированное мировое развитие.

Футурологические прогнозы развития общества

Футурология - наука о будущем. Футурология как сфера научного знания возникает в 60-е годы XX века. Предсказания и пророчества о будущем, которые делались астрологами, оракулами, авгурами, это не футурология. Эти предсказания - результат воображения и интуиции. Футурологи создают прогнозы будущего на другой основе. Они изучают тенденции развития настоящего, а затем переносят (экстраполируют) эти тенденции в будущее. На этой основе создаются модели возможного будущего в зависимости от того, какая тенденция станет главной.

Периодизация будущего: 1) непосредственное будущее (прогнозы на 20-30 лет вперед - могут быть достоверными); 2) обозримое будущее (прогнозы на большую часть столетия - гипотетические); 3) отдаленное будущее (прогнозы более, чем на 100 лет - гипотетические).

Футурологический «бум» приходится на 60-е годы XX века. Это связано с научно-технической революцией и появлением глобальных проблем. Одной из самых известных организаций, активно занимающейся футурологическим » прогнозированием, стал Римский клуб, который объединил представителей из разных стран. Возглавил организацию А. Печчеи. Римский клуб опубликовал в 1972 г. доклад «Пределы роста», в котором прогнозировалось обострение глобальных проблем и возможные глобальные катастрофы. Римский клуб выдвинул концепцию «нулевого роста», т.е. предлагалось остановиться на определенном уровне развития: потребления энергии, производства, прироста населения.

Все футурологические прогнозы связаны с развитием научно-технической революции. Технократы - Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский - были «технологическими оптимистами». Они считали, что развитие НТР приведет к решению всех социальных проблем и будет создано государство «всеобщего благосостояния».

«Экопессимисты» считали, что надо прекратить развитие НТР, закрыть все экологически грязное производство и вернуться в «зеленый мир».

К работам, которые имеют характер футурологического прогноза, можно отнести и известную книгу В. Несбита и Дж. Эбурдана «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции. Год 2000».




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела обществоведение
Общество в преддверии информационно-компьютерной цивилизации Общество как система Общество: понятие и сущность Отношение человека к самому себе. Самооценка





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110