поиск по сайту

Подходы к периодизации истории человечества. Понятие цивилизации



В эпоху античности история рассматривалась как цикл, круговорот. Само слово «история» греческого происхождения и означало «рассказ о прошлом». Платон, Аристотель, Гесиод развивали идею циклизма истории. У Гераклита были эсхатологические идеи (о грядущей гибели мира).

Христианская традиция преодолевает идею циклизма истории. История рассматривалась как прямая линия либо луч («летящая стрела»), т.к. у истории есть цель - достижение «богочеловечества». Все предопределено Богом - в этом суть божественного провиденциализма.

В дальнейшем сложилось два подхода к периодизации исторического развития: стадиально-поступательный и цивилизационный.

Стадиально-поступательный подход Цивилизационный подход
История - единый процесс поступательного, восходящего развития. Историческое развитие проходит по этапам, сходным для всего человечества.
Вариант стадиально-поступательного - формационный подход.
История человечества предстает как существование множества отдельных, уникальных цивилизаций. Несходство эволюции различных народов и регионов.
Идея цикличности развития. Фазы отдельных цивилизаций: возникновение (молодость), расцвет (зрелость), упадок; дикость - варварство - цивилизация.

Рассмотрим особенности стадиально-поступательного подхода. Сторонники данного подхода считают, что история - закономерная смена одной стадии другой, и эти стадии между собой связаны.


В эпоху Возрождения и Просвещения возникают идеи естественных законов истории и прогрессивного развития. Итальянский мыслитель Д. Вико выделял: век богов (первобытное варварство), век героев (феодализм), век законов и разума. Развитие истории идет по расширяющейся вверх спирали. О прогрессе в общественном развитии писали французские просветители XVIII в. Тюрго и Кондорсе. О закономерностях в истории писали также Вольтер, Гердер, Кант, Гегель.

В XIX в. К. Марксом был создан формационный подход. Это вариант стадиального понимания человеческой истории. Формационный подход подчеркивает роль экономического строя в развитии человечества. Формационный подход делает акцент на единстве человеческой истории, на похожести истории разных народов. Формационный подход показывает общую тенденцию развития человечества.

Цивилизационный подход возникает в конце XIX - начале XX вв. Акцент делается на уникальности, неповторимости культуры, истории отдельных стран и народов.

«Когда мы говорим о человеческом обществе с использованием термина «общественно-экономическая формация», то рассматриваем его в первую очередь с точки зрения развития и смены типов производства и форм собственности. При первобытном строе - общинная собственность, в эпоху рабовладения - полная собственность рабовладельца на средства производства и раба, в период феодализма - полная собственность феодала на средства производства и неполная на работника - крепостного крестьянина.

При цивилизационном же подходе выявляются иные существенные грани социума. Здесь важны прежде всего качественные различия в духовной и материальной культуре народов, образе и уровне жизни людей, в социально-политических институтах, нравах и традициях этносов».

В рамках цивилизационного подхода в истории выделяют следующие ступени: дикость (присваивающее хозяйство), варварство (скотоводство и земледелие), цивилизация (появление «ремесла, городских поселений, развитие средств труда, промышленного производства, искусства, науки»).

Формация - экономический тип развития общества. Цивилизация - культурно-исторический тип развития общества. В рамках одной формации могут существовать разные цивилизации.

Слово «цивилизация» от лат. civilis - гражданский. Первоначально понятие «цивилизация» привлекло внимание вместе с понятием «культура» в XVIII в. Французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) писали, что цивилизованное общество - общество разума и справедливости. Под цивилизацией французские просветители понимали гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, право.

Когда говорят о цивилизации, то исходят из «взаимосвязанных аспектов этого понятия: 1) как единой мировой цивилизации постпервобытного этапа человеческой истории; 2) отдельных (локальных) цивилизациях». Первые в истории человечества или древние цивилизации относят к традиционным обществам.

Первые цивилизации появились на Востоке в IV тыс. до н.э.: Древний Египет, Месопотамия (где возникли Шумер, Вавилон, Ассирия, Хеттское государство), Древняя Индия, Древний Китай. Все эти цивилизации возникли в долинах великих рек, знаменовали собой появление первых государства (централизованные деспотии), были письменными культурами, в них появились первые города и архитектурные сооружения. Первой цивилизацией в Европе была крито-ми- кенская цивилизация.

«Цивилизация - общество с развитой культурой, возникшей с переходом от первобытности (дикости) к производящему хозяйству; конкретный культурно-исторический тип. Истории известны традиционные и техногенные цивилизации».

Какие мыслители внесли вклад в разработку цивилизационного подхода?

Со времен французских просветителей, которые первыми стали употреблять термин «цивилизация», представления о цивилизации менялись. Так, Л. Морган и Ф. Энгельс «определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за эпохой первобытности. По мнению этих ученых, цивилизация, в отличие от жизни первобытных людей с их примитивной культурой и неразвитыми социальными отношениями, характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности».

Одна из первых разработок цивилизационного подхода - труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1871г.). Н.Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, есть история замкнутых цивилизаций - культурно-исторических типов. Культурно-исторические типы бывают региональные и национальные. В основе культурно-исторического типа лежат: язык, этническое своеобразие, политическая независимость.

Н. Данилевский выделял три периода эволюции культурно-исторического типа (этнографический, политический, цивилизационный) и 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская, культуры. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимали мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития.

О. Шпенглер написал труд под названием «Закат Европы» (1914 г.), в котором рассмотрел цивилизацию в негативном плане: как противоположность культуре, заключительную стадию ее развития, ее закат, «упадок». Цивилизация есть упадок культуры. Исторический процесс - это рождение, рост, упадок культур. Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или «аполлоновская»; арабская, или «магическая»; западно-европейская, или «фаустовская»; культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско- сибирскую» культуру.

Рождение культур - это тайна, каждая культура живет около тысячи лет, а затем перерождается в цивилизацию. Черты цивилизации: развитие индустрии и техники, деградация искусства, урбанизация, массовая культура.

А. Тойнби - сторонник теории локальных цивилизаций - приравнивал цивилизацию и культуру. Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах. Он определял цивилизацию как «неотделимую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей». Тойнби выделял следующие цивилизации: китайскую, вавилонскую, египетскую, античную, арабскую, западно-европейскую, русско-сибирскую.

В труде «Исследование истории» Тойнби описывает историю относительно замкнутых цивилизаций. Он выделял 21 тип локальных цивилизаций. Жизнеспособность цивилизаций зависит от последовательного освоения жизненного пространства. Движущая сила истории - творческое меньшинство, элита. Распад цивилизации происходит из-за недостатка творческих сил элиты. Тойнби также описал закон «вызова и ответа»: цивилизация сталкивается с внешними и внутренними вызовами, на который должна дать адекватный ответ.

П. Сорокин под цивилизацией понимал культурную суперсистему. Цивилизация - это тип исторической целостности, который отличается единством идей, представлений о природе и бытии, человеческих потребностей. Критерий разграничения типов культур - система ценностей, тип мировоззрения. Основные ценности: истина, красота, польза.

Итак, есть несколько трактовок понятия цивилизация: 1) гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, право (французские просветители); 2) ступень исторического развития, следующая за дикостью и варварством (Морган, Тоффлер, Энгельс); 3) стадия в развитии локальных культур - их упадок (Шпенглер, Ницше); 4) синоним понятия «культура» (Тойнби); 5) уровень развития региона, этноса.

(.(.Культура - всеобщая форма отношения человека к миру, представленная в высших достижениях творческой деятельности, мера развития человека». А универсальной формой передачи культурного опыта является традиция. О. Шпенглер, Ф. Ницше, Х.О. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, Д. Белл противопоставляли понятия «цивилизация» и «культура». М. Вебер благодаря разработке понятия «ценности» сблизил понятия «цивилизация» и «культура».

Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками. Кратко цивилизация - это определенный культурно-исторический тип развития народа или народов в определенном географическом пространстве и историческом времени.

Термин «культура» применим и к этапу дикости человеческого общества, о цивилизации можно говорить тогда, когда человек стал переходить от собирательства к производящим формам труда. «Дикий» человек был в первобытной культуре, «цивилизованный» человек возникает с появлением государства и его дальнейшим развитием. «О цивилизации можно говорить, когда человек стал переходить от собирательства к производящим формам труда, которые привели к возникновению классов, государства, права. С появлением государств возникли первые ранние цивилизации (конец IV—III тыс. до н.э.)». «Таким образом, следует отличать человека «дикого» с его первобытной культурой от человека «цивилизованного», порожденного государством и его дальнейшим развитием».

Можно сказать, что стадиально-поступательный и цивилизацион- ный подходы не противоречат, а дополняют друг друга. Такое совмещение прослеживается в трудах К. Ясперса. К. Ясперс обосновывает всемирно-исторический подход, показывает, что на определенном этапе развития (в «осевое время») происходит переход от истории локальных цивилизаций к единой всемирной истории. В осевое время (800- 200 гг. до н.э.) возникают мировые религии, философия, формируются единая духовная сущность современного понимания человека.

Четыре стадии человеческой истории по Ясперсу: 1) доисторическая стадия - начало использования огня, изобретение орудий труда, появление языка; 2) возникновение великих культур древности в IV тыс. до н.э; 3) «осевая эпоха» (800-200 гг. до н.э.) - закладываются основы всемирной эпохи и духовные основы человечества. Это время рождения мировых религий, философии и науки (распадается синкретизм мифологического сознания). Закладывается понимание единой природы человека; 4) эпоха техники стала началом всемирной эпохи (начинается в XVII в., а всеохватывающий характер приобретает в XVIII в.). Эта эпоха знаменовала переход к единой мировой истории. Таким образом, в истории человечества произошел переход от замкнутых, локальных цивилизаций к единой мировой истории. Те народы, которые сумели освоить ценности «осевого времени», пошли вперед в своем историческом развитии, те же, кто не сумел этого сделать, идут «вдоль истории», оставаясь в «доистории».




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела обществоведение
Индивидуум в коллективе Информационное общество Искусство быть собой. Самовоспитание Исторический процесс. Роль личности в истории





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110