поиск по сайту

Эволюция представлений человека о мире


Развитие знаний о мире прошло ряд этапов, на которых утверждались различные формы общественного сознания, формировались определенные картины мира.

Цивилизации зарождаются на Древнем Востоке - это египетская, ассирийско-вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская цивилизации. Они обладали рядом общих характеристик: ирригационное земледелие; общинный характер жизни; деспотический характер государственной власти; жесткая централизация всех сфер жизни общества; неразвитое домашнее рабство; очень большая роль магии и религии; застойность, традиционализм общественных отношений; существование протонауки. В восточных цивилизациях сначала существовала мифологическая картина мира, в которой сформировались представления о неразрывной связи человека и природы.

Постепенно на смену мифологической пришла религиозная картина мира. Так, в древней Индии возникли индуизм, буддизм. В древнем Китае формируется двоякое представление реальности: две природные стихии, мужское (Ян) и женское (Инь) начала. Их взаимодействие образует пять первоэлементов: огонь, воздух, вода, металл, дерево. Мир устроен по всеобщей единой связи, всеобщему пути развития - Дао. Природный мир совершенен, а человек должен стремиться к такому же совершенству. Например, конфуцианство - это религиозно- философское учение о предназначении человека как личности.

Античность (от лат. antiquus - древность) - эпоха существования древнегреческой, эллинистической, древнеримской цивилизаций. Античности в целом был свойствен космоцентризм - система взглядов на мир, где в центре внимания находилось единство Вселенной (Универсума, Космоса).

В Древней Греции на смену Мифу приходит Логос, т.е. возникает философия, рационально-критическое отношение к миру и его осмыслению. Первоначально возникла натурфилософия, затем философия софистов и Сократа, Платона и Аристотеля, а позднее - стоиков и эпикурейцев. Возникает деление на материализм и идеализм, возникают проблема человека и познаваемости мира.

Следующий этап представлений о мире связан со средними веками. Средние века (V-XV вв.) - это эпоха возникновения и упадка феодального строя. Это эпоха, богатая противоречиями (И. Хейзинга назвал ее «эпохой карнавала»). На смену космоцентризму приходит теоцентризм. Мир разделен на две части - земной (грешный) и небесный (божественный, возвышенный). В рамках религиозной картины мира Земля рассматривалась как центр Вселенной. Это была геоцентрическая птолемеевская картина мира. В средневековье наука была неразвита вследствие засилья церковной христианской догматики.

В эпоху Возрождения появляется гелиоцентрическая коперниканская картина мира благодаря трудам Н. Коперника. Земля расположена не в центре мира, а на его периферии. Значит, человек - это песчинка в бесконечных просторах космоса. Коперниканская модель возлагает всю ответственность за деяния на самого человека (а не на Бога). Основу философских и научных представлений Возрождения составляет антропоцентризм - система взглядов на мир, центральное место в которой занимает человек. В философии возникает пантеизм (пан - распространен везде, теизм - божество) - учение о растворенности Бога в природе.

В эпоху Нового времени зарождается капитализм, складывается индустриальное общество. Первоначально новая картина мира была основана на деизме - Бог, сотворив Космос, жизнь, человека, больше не участвует в его судьбе. Возникает классическая наука. Наука в период Нового времени становится социальным институтом. В науке возникает механицизм (весь мир и человек понимаются как механическая конструкция). Механицистскую модель Вселенной разработал И. Ньютон. Наука начинает обслуживать производство.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела Обществоведение

    Межличностные отношения - отношения, в которые вступают люди в процессе непосредственного общения, в процессе совместной деятельности. Они возникают в малых социальных группах. Межличностные отношения характеризуются эмоциональностью, ...
    подробнее
      Особого внимания требует вопрос о месте науки в культуре. Место и роль науки в жизни того или иного общества во многом зависят от его мировоззренческих, ценностно-культурных ориентации. В античности господствовала философская картина мира, а наука ...
      подробнее
        В истории человечества социальные и межличностные конфликты неоднократно решались путем прямого насилия: на турнирах (поединках) определялась правота, войны позволяли реализовать экономические интересы, революции были средством обновления ...
        подробнее




        © 2006-2018 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com