поиск по сайту

Древнекитайский легизм



Основные идеи древнекитайского легизма изложены и грактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан»), Основоположник легизма - Гунсунь Ян (390 338 гг. до н.э), известный под именем Шан Ян, служивший правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361—338 гг. до н.э.). Он является одним и i основателей школы «законников» (фацзя).

Шан Ян создал концепцию жесткого централизованною управления, опирающегося на законы и суровые и и I ишия. В трактате критикуются положения доктрины конфуцианства, применение которых на практике приводит к ослаблению и даже гибели государства. «Если при дворе рассуждают о методах хорошего правления, речи советников путаны, спорящие стремятся сместить друг друга с постов, голова такого правителя затуманена советами. Если чиновники сбиты с толку путаными речами, а народ обленился и не занимается землепашеством. Поэтому произошло следующее: изменился весь народ страны, он пристрастился к красноречию, стал находить удовольствие в учебе, занялся торговлей, начал овладевать различными ремеслами и стал уклоняться от земледелия и войны. Если события будут развиваться подобным образом, то недалек час гибели страны». Природа человека оценивается легистами отрицательно: «Природа людей такова: при измерении каждый норовит захватить себе часть подлиннее; при взвешивании каждый норовит захватить себе часть потяжелее; при определении объема каждый норовит захватить себе часть побольше».

Взаимоотношения между народом и правителем должны строиться на основании жесткого принципа власти — подчинения: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». Чем меньше подданные знают, тем лучше. Основное назначение народа — занятие земледелием. Когда народ находится в смятении, им легко повелевать и использовать для обороны или войны. Концепция легизма отрицает права подданных, подчеркивает их полное бесправие. Государственная политика должна строиться таким образом, чтобы правитель мог без труда манипулировать людьми в собственных целях.

Родовая аристократия должна быть лишена традиционных прав. Вводилась жесткая бюрократическая система. Подобные перестройки государственного аппарата позволяли правителю сосредоточить всю власть в своих руках. В трактате уделялось большое внимание порядку замещения должностей и титулов. Для того, чтобы избежать опасности в лице зарождающейся бюрократии, Шан Ян предлагает правителю практиковать среди чиновников взаимную слежку и доносы, дабы держать должностных лиц в постоянном страхе. В качестве поощрения он предлагал награждать тех чиновников, которые станут доносить на своих коллег: «Независимо от того, является ли
сообщивший знатным человеком или человеком низкого происхождения, — он полностью наследует должность, ранг знатности и жалованье того старшего чиновника».


Основным средством управления обществом являются законы. Причем они обязательны только для подданных, но не для правителя: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». Закон здесь рассматривается как приказ, жесткое повеление, снабженное строгой санкцией: «Хорошего управления добиваются путем наказаний». При этом законы должны быть разработаны очень подробно. «Наказания должны быть суровы, а ранги знатности — почетны, награды - незначительны, а наказания — вселяющими трепет».

Шан Ян не признает какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью совершенного преступления. Наказания назначаются даже за малейшее нарушение приказов, в противном случае невозможно управлять народом. Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но невозможно будет даже предотвратить мелкие проступки. Применяются превентивные наказания. Особое значение в деле организации управления придается принципу коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) — так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти в Китае.

Таким образом, Шан Ян создал один из первых проектов полицейского государства.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела история политических и правовых учений
Концепция Филофея «Москва Критика тоталитаризма (Ф. Хайек, К. Р. Поппер, X. Арендт) Лао-цзы и его учение о дао Либерализм в России в 19 веке





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110