поиск по сайту

Учение Аврелия Августина о государстве и обществе


Аврелий Августин (354-430 гг.) - епископ Гиппона (Северная Африка), обосновавший в своих произведениях «О граде Божием», «О свободной воле» основные положения христианской концепции истории человечества.

Все социальные, государственные и правовые учреждения, по мнению Августина, являются следствием греховности человека.

В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая». Греховность человека предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. «Не тем человек сделался похожим на дьявола, - поясняет Августин, - что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку. Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу».

Августин разделяет человеческий род на два разряда: живущих по человеку (т.е. преследующих низкие греховные корыстные цели) и живущих по богу (т.е. в соответствии с принципами христианской морали). «Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти - сосудами милосердия». История — постоянная борьба между двумя градами. Человек — существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое- либо совершенное общество.

«Первородный грех» Адама и Евы является основной причиной греховности земной государственно-правовой жизни, проявляющейся в господстве человека над человеком. Отношения господства и подчинения - расплата за грехи. Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти». С позиций христианской философии Августин оправдывает существующие земные социально-политические порядки, отмечая, что они не должны препятствовать деятельности христианской церкви.

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью, а римляне, как язычники, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость. Формы правления Августин различает в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то всем формам правления следует подчиняться.

Аврелий Августин является сторонником учения о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, восходящих к богу. Он утверждает: «Кто иной, как не Бог, вписал в сердца людей естественное право».

Римско-католическая церковь широко использовала учение Августина для обоснования своих теократических претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Первые представления о государстве и праве излагаются в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиада» и «Одиссея» и носят мифологический характер. В этих поэмах описываются события, связанные с Троянской войной XIII—XII вв. до н.э., когда в Древней ...
    подробнее
      В основе учения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг., «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике») лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. Основой ...
      подробнее
        Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об ...
        подробнее




        © 2006-2019
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com