поиск по сайту

Политико-правовое учение Дж. Вико



Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об общей природе наций»). История трактуется им как объективный закономерный процесс, протекающий циклически («Вечная Идеальная История, согласно которой совершаются во времени истории всех наций»). История — бесконечная вереница человеческих поступков, направляемых божественным провидением. Вико попытался применить историко-сравнительный метод и детерминистский подход к объяснению государственно-правовых явлений.

Он привносит исторические начала в трактовку естественного права (в основе естественного права лежит здравый смысл того или другого народа). Заимствование прав одним народом у другого возможно, но это заимствование права позитивного, а не естественного. «Естественное право народов зарождается самостоятельно у каждого народа, причем один ничего не знает о другом, а потом вследствие войн, посольств, союзов, торговых соглашений оно признается общим для всего человечества». Вико выделял три формы выражения естественного права: простонародный язык, поэмы и памятники права.

История человечества рассматривается им как цикл, включающий три фазы. Первая стадия — божественная, эпоха богов. В ней не существует государственности, отсутствуют юридические нормы. Право в эту эпоху основано на сверхъестественном авторитете и не требует никакого рационального объяснения. Законами выступают мистерии и прорицания оракулов, сообщающих людям волю богов. Поэтому обществом управляют жрецы. Борьба противоположных устремлений подготовила возникновение законов и государств. На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, где действует право грубой силы. Третья фаза — эпоха людей, которой присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет, а законы мудро сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают юридическое равенство между людьми.

Таким образом, по мнению Вико, в истории последовательно сменяются следующие формы правления: аристократическая республика (возникает в результате конкуренции отцов семейств), народная республика (ее возникновение связано с конкуренцией между небольшой группой отцов семейств и многочисленным классом плебеев) и монархия (возникновение связано с восстаниями и гражданскими войнами, грозящими самоуничтожением нации). Мыслитель допускал, что народные республики и монархии будут сменять друг дуга, но вернуться к аристократической республике уже невозможно (из-за невозможности возврата к неравенству).


Вико обосновал идею объективного характера исторического процесса происхождения государства.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела история политических и правовых учений
Политико-правовая идеология средневековых юристов Политико-правовая концепция Фомы Аквинского Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода (IX - VI вв. до н.э.) Политико-правовая теория И. А. Ильина




© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110