поиск по сайту

Политические взгляды феофана Прокоповича


К началу XVIII в. тенденция к превращению сослов- но-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Преобразования Петра I находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним из которых был архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736). Феофан Прокопович родился в Киеве в купеческой семье, получил духовное образование, был ректором Киево-Могилянской академии, епископом псковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода. Автор ряда произведений на политические и религиозные темы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», «Поэтика», «Риторика» и др.

Прокопович соединяет аргументы естественно-право- вой теории с догматами богословия. Впервые в русской политико-правовой мысли обратился к теории общественного договора. Естественное догосударственное состояние представляет как «черное да безмерное беззаконий море». Естественные законы (требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Люди перешли в государственное состояние «не без смотрения Божия», заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена. Основными обязанностями народа являются: «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое» терпеть; терпеть «злонравие» государя; не судить дела государя.

Рассматривает следующие формы правления: монархию (абсолютную и ограниченную), республику (аристократия и демократия) и «смешанный состав». Прокопович убежден, что только абсолютная монархия способна обеспечить русскому народу «беспечалие» и «блаженство». Выделяя два вида абсолютной монархии (наследственная и выборная), он анализирует их достоинства и недостатки. Основными достоинствами наследственной монархии являются: ее большая устойчивость в силу замещения престола специально подготовленным для этой цели лицом, авторитетность, преемственность власти, ее безболезненный переход к наследнику. Основной недостаток наследственной монархии — наследник по закону может оказаться недостойным, т.е. «негодным». Обосновывая правомерность петровского указа «О престолонаследии», Прокопович настаивает на предоставлении монарху широких возможностей в выборе себе наследника по собственному усмотрению.

Архиепископ обосновывает необходимость существования абсолютной, ничем не ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизни подданных («обряды гражданские, церковные, перемены обычаев», «употребление платья и домостроение», «чины и церемонии в пированиях, свадьбах и погребениях» и т.д.). «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный; повиноваться его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Государь стоит выше закона, ибо «монархи суть Боги».

Монарх должен быть просвещенным, т.е. государь обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Монарх реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу. Термин «самодержавие» в произведениях сторонника абсолютной монархии означает неограниченную власть императора (ранее употреблялся для обозначения суверенности государства).

Прокопович - сторонник реформы православной русской церкви, проведенной Петром I (устранение патриаршества, подчинение православной церкви царю, учреждение Синода). Теоретическое обоснование этих мероприятий дано архиепископом в Духовном регламенте.

Феофан Прокопович попытался приспособить теории естественного права и общественного договора для обоснования абсолютизма.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
    подробнее
      Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
      подробнее
        Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
        подробнее




        © 2006-2019
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com