поиск по сайту

Политико-правовые взгляды Н. М. Карамзина


Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель консервативной политико-правовой мысли. Карамзин выражал политические воззрения дворянства и доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее желательна для России, т.к. русский народ «всегда чувствовал необходимость повиновения». Карамзин резко критикует попытки Сперанского отменить дворянские привилегии, освободить крестьян, учредить конституцию и т.д. Именно самодержавие, при котором монарх воспринимается как отец семейства, обеспечивает целостность монарха и народа, необходимые для счастья. Для России идеальной формой государства является неограниченная монархия. Карамзин выступает против разделения властей: «две власти в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти» — такова социально-политическая система страны.

Карамзин выступает защитником сословной иерархии. Право, государство, сословный строй России Карамзин связывает с идеей самобытного народного духа. Власть не должна навязывать народу чуждые для него законы и учреждения: «Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств». Петровские реформы Карамзин оценивал отрицательно, поскольку они заимствовали чуждые для русских обычаи. По этой причине он отвергал идею перевода гражданского кодекса Наполеона и применения его в России. Понятия, нравы народа складываются веками, «для старого народа не надобно новых законов». В России следует либо подготовить кодекс, основанный на обобщении и согласовании указов и постановлений, изданных еще со времен Алексея Михайловича, либо создать «полную сводную книгу российских законов или указов по всем частям судным». Карамзин говорит о том, что в нравственном государстве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным.

Карамзин формулирует основные постулаты русского консерватизма: опасность изменений и преобразований; плодотворность существования аристократии как посредника между властью и народом. Помещики — попечители крестьян. Освобождение крестьян — губительно, т.к. поля останутся необработанными, а крестьяне будут пьянствовать и лиходействовать. «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным». Не желая отмены крепостного права, Карамзин предложил его юридическую регламентацию, возможность контроля губернатора за «недостойным поведением» со стороны дворян.

Карамзин выступал противником реформ государственного управления, считая ошибочными преобразования Александра I, учредившего Государственный совет и министерства. Вместо этого следовало найти 50 умных и добросовестных губернаторов, преданных государю, которые «обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрит купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа». Для наведения порядка в правосудии монарх должен безжалостно карать за преступления и строго надзирать за судьями.

Прогресс общества может быть достигнут посредством медленного движения по пути разума, просвещения и воспитания добрых нравов, но не путем революций и любых насильственных потрясений.

«Записка», переданная Александру I, содержала серьезную критику существующей действительности: некомпетентности чиновников, взяточничества судей и т.д.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
    подробнее
      Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) — идеолог теории стяжания, автор «Просветителя, или обличения ереси жидовствующих», Духовной грамоты, посланий различным людям. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, ...
      подробнее
        Нестяжательство — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Названия «нестяжатели» они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com