поиск по сайту

Искусство Беларуси 20 века



В начале XX столетия Беларусь вступила в новый этап своего развития, что было связано со становлением белорусской нации. Этот процесс отразился на всех сферах жизни белорусского народа, в том числе и на искусстве.

Театр Беларуси 20 века

Театральная жизнь Беларуси начала XX века связана с деятельностью «Первой белорусской трупы» Игната Буйницкого (1861 — 1917). Созданный первоначально как любительский, его театр в скором времени стал профессиональным. Гастроли театра в Вильно, Варшаве, Петербурге пользовались у зрителей большим успехом. Подобныегпро- фессиональные театры в скором времени появились и в других городах Беларуси — Бресте, Гродно, Бобруйске, Мозыре, Пинске.

После окончательного установления советской власти в 1920 году в Минске стал работать Белорусский государственный театр (с 1926 года Белорусский Первый государственный театр). В следующем, 1921 г., В. Голубок организовал передвижной театр, ставший Белорусским Третьим государственным театром, Вторым считался созданный в 1926 году театр в Витебске. Белорусский профессиональный театр оказал значительное влияние на формирование национального самосознания народа, способствовал развитию белорусского языка и культуры в целом. Накануне Великой Отечественной войны в Беларуси насчитывалось порядка двадцати театров, в которых работали замечательные белорусские актеры: Б. Платонов, В. Владомирский, Л. Ржевская, Г. Глебов, П. Молчанов и многие другие. Для подготовки актерских кадров в 1938 году в Минске было открыто Республиканское театральное училище под руководством Е. Мировича.

В послевоенный период в репертуаре белорусских театров преобладали спектакли о Великой Отечественной войне («Константин Заслонов» А.Мовзона, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Брестская крепость» К.Губаревича, «С народом» К. Крапивы и другие. Но постепенно в репертуаре театров стали появляться пьесы о жизни и труде белорусского народа. С середины 60-х годов в постановках театров поднимались острые социальные проблемы. Прочное место в репертуаре республиканских театров заняли пьесы А. Макаенка, А. Петрашкевича, К. Губаревича, А. Мовзона, К. Крапивы, а также инсценировки произведений И. Мележа, И. Шамякина и других.

Наибольшей популярностью у белорусских зрителей пользуется Белорусский государственный академический театр им. Я. Купалы, с 1993 г. – Национальный. Он отличается высоким мастерством актеров и режиссурой. Особенно памятны зрителям спектакли «Святая простота» А. Макаенка, «Плач перепелки» И.Чигринова, «Страсти по Авдею» В. Бутримеева, «Тутэйшыя» Я. Купалы, «Идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича и другие).

Наряду с театром им. Янки Купалы большим профессиональным мастерством отличаются постановки Государственного русского драматического театра им. Макима Горького. Наряду с пьесами русских и зарубежных авторов в театре идут спектакли, поставленные по произведениям белорусских писателей.
С началом перестройки в Беларуси стали открываться театры нового направления: театр-лаборатория белорусской драматургии «Вольная сцена» (художественный руководитель В. Мазынский), Альтернативный театр, возглавляемый В. Григалюнасом, театры-студии, поэтический театр одного актера «Знич» под руководством Галины Дягилевой, театр драмы «Дзе-Я?» (руководитель Н. Труханов) и другие. Они стали одним из действенных факторов морально-эстетического обновления общества, внесли в театральную жизнь Беларуси новые черты.

Развитию театрального дела в Республике Беларусь содействует проведение фестивалей и смотров. В 1993 году в Минске прошел Первый международный фестиваль моноспектаклей под названием «Я». В 1994 году был проведен фестиваль «Молодечненская сакавица—94», ставший настоящим смотром творчества и чествования ведущих мастеров белорусского театрального искусства. В 1996 году важнейшим событием в жизни Бреста стал фестиваль «Белая Вежа», в котором приняли участие творческие коллективы из Литвы, России, Монголии, Польши, Украины, Кипра.

Появление белорусского сценическоготанца относится к 1905 году и связано с деятельностью труппы И. Буйницкого. В 1922 году на сцене Белорусского государственного театра был поставлен первый балет «Коппелия» Л. Делиба в постановке балетмейстера К. Алексютовича. Спустя несколько лет (1933 г.) был открыт Белорусский государственный театр оперы и балета, репертуар которого включал в себя ряд произведений «большой классики».

Знаменательным событием в жизни республики стала постановка балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (1938 г.). В 1939 году на сцене театра поставлен первый национальный балет «Соловей» М. Крошнера (балетмейстер А. Ермолаев). Национальное своеобразие белорусского балета отчетливо проявилось и в постановке в 1949 году «Князь- озеро» В. Золотарева, получившей Государственную премию СССР.

В 1970—80 годы XX века белорусский балет вступил в новую стадию развития. О высоком профессиональном мастерстве труппы театра свидетельствуют поставленные в это время спектакли — «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И. Чайковского; «Дон Кихот», «Баядерка» Л. Минкуса; «Золушка», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и мн. др. Среди постановок 90-х годов наиболее удачным балетом считается «Ундина» Г. Хенце.

На сегодняшний день белорусский балет получил широкое международное признание. Его высоко оценили зрители многих европейских стран, Америки, Азии.

Музыка Беларуси 20 века

Музыкальное искусство Беларуси советского периода прошло в своем развитии три больших этапа. Первый из них охватывает довоенные и военные годы, а также первое послевоенное десятилетие. Это было время становления советского профессионального музыкального искусства, а также белорусского народного песенного и хореографического творчества. В 1925 году появляется первая симфоньетта композитора Н. Чуркина, которая и до наших дней является образцом национального жанрового симфонизма. Чуркину принадлежит и первенство в написании первой белорусской советской оперы «Освобождение труда». В эти же 20-е годы увидели свет опера «Тарас на Парнасе» Н. Аладова, 1-я симфония Е. Тикоцкого, белорусские кантаты Т.Шнитмана. Интересным событием в 30-е годы стало появление опер «Цветок счастья» А. Туренкова, «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева., а также балета «Соловей» М. Крошнера.

Важной вехой в области музыкального искусства стало открытие в 1932 году Белорусской государственной консерватории. Через год начал действовать Белорусский театр оперы и балета. В 1937—38 годах была основана Белорусская государственная консерватория.

В годы Великой Отечественной войны главной темой творчества белорусских композиторов становится борьба с оккупантами и партизанское движение. Наиболее значительными музыкальными произведениями этого периода стали кантата «Белорусским партизанам» А. Богатырева, опера «Алеся» Е. Тикоцкого, симфоническая опера «Памяти Великой Отечественной войны» Н. Чуркина. В первое послевоенное десятилетие были написаны оперы «Надежда Дурова» А. Богатырева, «Девушка из Полесья» Е.Тикоцкого, «Андрей Застеня» Н. Аладова и другие. В это же время стало развиваться еще одно направление музыкального творчества — массовая песня.

Второй период развития профессионального музыкального искусства Беларуси приходится на 50—70-е годы XX века и характеризуется становлением самостоятельной белорусской композиторской школы. Ее яркими представителями являются Е. Глебов, Г. Вагнер, Ю. Семеняко и другие. Широкую популярность в это время приобретает Государственная капелла БССР во главе с Г. Ширмой, Государственный народный оркестр БССР под управлением И. Жиновича, Государственный симфонический оркестр БССР. В 1952 году был создан Государственный народный хор БССР под руководством Г. Титовича, в 1958 — концертно-эстрадный оркестр Белорусского телевидения и радио, в 1959 — Государственный ансамбль танца БССР, в 1968 — Минский камерный оркестр, в 1971 — Государственный театр музыкальной комедии.

Третий период охватывает 1980—90-е годы и продолжается до сегодняшнего дня. Он связан с выходом белорусской национальной музыки за пределы нашей республики и отличается качественно новой ступенью творческих достижений белорусских композиторов и исполнителей. Приоритетное положение в музыке этого периода по-прежнему занимает белорусский симфонизм (симфонии Е. Глебова, А. Мдивани, Ф. Пыталева, Д. Смольского), отличавшийся высоким профессионализмом. В оперном искусстве стали преобладать произведения на национальную тематику, среди которых следует отметить оперы «Дикая охота короля Стаха» Б. Солтона, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Седая легенда» Д. Смольского.

В 90-е годы особой популярностью стали пользоваться оперетты, музыкальные комедии и мюзиклы, которые ставились на сцене Государственного театра музыкальной комедии. Наряду с известными опереттами И. Кальмана, И. Штрауса и других классиков в театре были поставлены оперетты «Павлинка», «Поют жаворонки», «Неделя вечной любви» Ю. Семеняки, «Нестерка» Г. Суруса, музыкальная комедия «Миллионерша» Е. Глебова, мюзиклы «Джулия» и «Стакан воды» В.Кондрусевича.

Значительную роль в популяризации песен белорусских композиторов сыграли вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» под руководством Владимира Мулявина и «Сябры» (художественный руководитель Анатолий Ярмоленко). Заслуженным уважением пользуется Государственный оркестр РБ под руководством Михаила Финберга.

Третий период в развитии профессионального музыкального искусства Беларуси отмечен также появлением ряда фестивалей, таких как фестиваль национального музыкального искусства в Молодечно, международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа» в Могилеве, международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске, проводимый совместно тремя славянскими республиками — Украиной, Россией и Беларусью.

Кинематограф Беларуси 20 века

В XX веке стал развиваться белорусский кинематограф. Вначале его продукцию составляли документальные картины. В 1926 году увидел свет первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» (режиссер Ю.Тарич). Спустя два года киноорганизацией «Белгоскино» была создана киностудия «Советская Беларусь», переименованная в 1946 году в «Беларусьфильм». На этой киностудии были сняты многие полюбившиеся зрителям фильмы: «Часы остановились в полночь» (1958 г.), «Девочка ищет отца» (1959 г.), «Альпийская баллада» (1966 г.), «Черная береза» (первый широкоформатный фильм, 1965 г.), «Люди на болоте» (1981 — 1983 гг.), «Буратино» (1973 г.) и многие другие. Лучшие из белорусских фильмов отмечены наградами на международных и всесоюзных кинофестивалях.

Живопись Беларуси 20 века

Развитие белорусской живописи в XX веке происходило в острой борьбе различных направлений и школ, что было особенно характерно для начала столетия. В это время мастера старшего поколения продолжали творить в манере поздних передвижников, молодые художники, в свою очередь, негативно относились к реалистическим традициям прошлого, пытаясь найти свои стили и направления в искусстве. Своеобразной лабораторией нового изобразительного искусства Беларуси в послереволюционные годы стал Витебск. Здесь в 1918 году открылась народная художественная школа, одним из организаторов которой, а позже руководителем являлся Марк Шагал (1887—1985). Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — Л. Лисицкий, В. Ермалаева, К. Малевич и другие. Последний приехал в Витебск в 1919 году и стал родоначальником нового направления живописи — супрематизма. В его основу был положен принцип нового представления об объеме и плоскости, покое и движении, что отчетливо проявилось в картине К. Малевича «Черный квадрат». В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт. М. Шагал и многие другие художники покинули Витебск и уехали за границу.

Определяющим жанром белорусской живописи первой половины XX века стали картины на историко-революционные темы, а также произведения, отражавшие социалистическое строительство в СССР. В таком жанре, к примеру, работал выпускник Петербургской академии художеств Валентин Волков (1881-1964). Художник написал ряд картин, посвященных значительным событиям в жизни белорусского общества. Среди них можно назвать полотно «Партизаны», а также портреты В.И. Ленина, М. Богдановича и др. К этой же тематике принадлежат произведения «Вступление Красной армии в Минск» И. Ахремчика, «Курловский расстрел» И. Давидовича, «Белорусские ткачихи» Е. Красовского, портреты председателей ЦИК и СНК БССР, портреты Я. Купалы и Я. Коласа художника Я. Крюгера и т.д. В историческом жанре работал М. Филипович. Его картины «Битва на Немиге», «Восстание Кастуся Калиновского» отражают важнейшие события в жизни белорусского народа.

В послевоенный период в изобразительном искусстве Беларуси разрабатывалась тема войны, подвига народа в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Этой тематике посвящены многие картины Е.Зайцева: «Герой Советского Союза Константин Заслонов в партизанском штабе», «Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске», «Стоять насмерть», «Оборона Брестской крепости в 1941 году» и др. Теме Великой Отечественной войны посвящены полотна «Минск. 3 июля 1944 года» В. Волкова, «Помощь Москвы партизанам» Е. Тихоновича, «За родную Беларусь» В. Суховерхова, «Константин Заслонов» В. Хрусталева и мн. др.

В 60-е годы заявила о себе большая группа молодых художников, выпускников учебных заведений Ленинграда и Москвы (М. Савицкий, М. Данциг, И. Стасевич), а также выпускников художественного факультета Белорусского театрально-художественного института (В. Громыко, Б. Аракчеев, Л. Щемелев и другие), ставших со временем ведущими художниками республики. Именно в это время на суд общественности впервые представил свои картины Михаил Савицкий, центральной темой творчества которого стала партизанская жизнь оккупированной Беларуси. Особое место среди картин занимают полотна цикла «Партизанская мадонна», в которых художник воплотил образ республики-партизанки. В 80-е годы на суд зрителей М. Савицкий представил серию картин «Цифры на сердце», отразивших ужасы фашистских концентрационных лагерей (художник был узником концлагерей Бухенвальд и Дахау).

Скульптура Беларуси 20 века

Длительный путь развития, наряду с живописью, прошла скульптура. Ее достижения в довоенный период воплощены в творчестве А. Грубэ, А.Бразера, 3. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, А. Орлова и др. Героическая тема всегда доминировала в произведениях Заира Азгура (1894— 1980), расцвет творчества которого приходится на послевоенный период. Скульптору принадлежит целый ряд работ, посвященных знаменитым людям Беларуси. Это портреты деда Талаша, Ф. Скорины, Тетки (А. Пашкевич), Ф. Богушевича, Я. Коласа, К. Крапивы и др.

В 60—70-е годы было создано большое количество мемориальных памятников павшим воинам и партизанам. Среди них следует назвать мемориальные комплексы «Прорыв», «Проклятие фашизму» (скульптор А.Аникейчик); монумент в Жодино в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыжанков); памятник братьям-партизанам в Минске (скульптор Л. Гумилевский); мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптор С. Селиханов, архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин), получивший Ленинскую премию (1970 г.); мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», созданный авторским коллективом под руководством А. Кибальникова и другие.

Архитектура Беларуси 20 века

В архитектуре Беларуси начала XX века появился ряд зданий, олицетворявших направление конструктивизма. В этом стиле были построены: государственная библиотека в Минске (архитектор Г. Лавров, 1929—1934 гг.), Дом печати в Минске (1931 г.) и др. В стиле классицизма творил один из самых известных белорусских архитекторов И. Лангбард. По его проектам и с его участием в 30-е годы в Минске были возведены Дом правительства, Дом Красной Армии (Дом офицеров), Оперный театр, здание Президиума Академии наук. В таком же стиле построено здание ЦК КП Белоруссии (теперь Резиденция Президента РБ) (архитекторы А. Воинов, В. Вараксин).

В послевоенное время на территории Беларуси было построено большое количество сооружений, призванных запечатлеть подвиг народа в Великой Отечественной войне. Большинство архитекторов вновь обратилось к классицизму, добавив к нему значительно количество пластического декора (лепные украшения, фасадная скульптура и т.д.). Кроме этого, ряд зданий был сооружен в стиле модерна, в частности ансамбль застройки проспекта им. Ф. Скорины (архитекторы В. Кароль, В. Вараксин, И. Фомин, Б. Рубаненко и другие).

В 60—70 годах в архитектуре Беларуси стало распространяться стекло и бетон. В это время были возведены здания ВДНХ БССР в Минске (архитекторы Л. Левин, Ю. Градов), Дворца спорта (архитекторы С. Филимонов, В. Малышев), а также памятники Я. Купале, монументальный ансамбль на площади Я. Коласа в Минске, Курган Славы и др. В 80-е годы застройка многих микрорайонов столицы и других городов стала приобретать силуэтность и цветовое оформление, а также выразительность форм и отточенную пластику. Это микрорайоны «Немига», «Зеленый Луг», «Юго-Запад», «Запад» и т.д. В последние время в архитектуре общественных зданий стали преобладать спокойные и уравновешенные композиции, монументальность форм, классичность стиля (например, Дворец Республики).

В 90-е годы в Республике Беларусь были начаты процессы национального и культурного возрождения. Многие белорусские музыканты, писатели, живописцы, скульпторы возвращаются к историческому наследию, воплощая в своих произведениях самобытность, неповторимость, уникальность белорусской нации, осмысливая место Беларуси в мировом сообществе, ее значение в истории человечества.



Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Закажи эту или любую другую книгу по Истории Беларуси, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела белорусоведение
Создание белорусской государственности в XX веке История создания белорусской национальной символики Современные атрибуты национального суверенитета Республики Беларусь Археологический музейный комплекс Берестье





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110