поиск по сайту

Характерные черты традиционного мировоззрения белорусов


Особенности традиционного белорусского мировоззрения имеют как собственно белорусский, так и общеславянский и индоевропейский характер. Белорусские мифология и фольклор являются важными источниками реконструкции ранних общеславянского и индоевропейских мировоззренческих систем. В VI в. н. э. началось формирование отечественной традиционной культуры и характерных черт белорусского традиционного мировоззрения. До принятия христианства религиозные убеждения жителей белорусских земель включали элементы многобожие (веры в одновременное существование многих богов), пантеизм (обожествления астрономических объектам, земли, деревьев, источников, камней), анимизма (убеждения в существовании души и духов), антропоморфизм (наделения человеческими чертами предметов и явлений природы, животных и растений), тотемизма (представления о происхождении людей от определенного вида животных, птиц или растений), фетишизму (веры в сверхъестественную силу отдельных предметов, слов), магии. Традиционному мировоззрению присущ космологизм и мифологизм, отсутствие линейного видения истории и концепции социального прогресса. Традиционное сознание было синкретичное и диффузное сближались понятия пространства и времени, слова и предметы, которые они означают; причина и результат почти не различались. Мышление характеризовалась метафоричность и наличием бинарных оппозиций (категорий противопоставления): день ночь, правое левое, мужское женское и др.

Белорусской традиционной культуре свойственна рациональность. Рациональный принцип близок и для отечественной иконописи, и для архитектуры. Например, белорусская готическая архитектура, в отличие от западноевропейских образцов, своими пропорциями соразмерна человеку. В отечественных сказках преобладают бытовые сюжеты, персонажи белорусского мифологии в основном существуют среди людей.

Народное представление о пространстве и времени формировалась прежде всего под влиянием природно-географического фактора. В белорусских фольклорных текстах чаще всего упоминаются распространенные архетипы местной природы лес, болото, поле. Для обозначения пространственных понятий часто используемые слова с периферическим значением край, сторона. Время воспринималось как необратимое «течение», которое «проходит», «уплывает». Нашим предкам было свойственно сильная привязанность к родным местам. Любовь к родной деревни, дома противопоставлялась чувству отчужденности во внешнем мире ( «Родная зямля маці, чужая старонка мачаха»). Белорусские фольклорные произведения XIX в. свидетельствуют о отождествлении понятий «Родина» и "родной край".

Белорусский народный календарь включает большое количество праздников. Большинство дней года имеет отдельную название, соответствующие обряды, игры. Названия месяцев были связаны с определенными природно-климатическими особенностями. Наибольшее количество белорусских пословиц и поговорок посвящено весне, наименьшее осени. Каждому сезону соответствуют свои праздники. Со праздниками были связаны народные приметы, хозяйственные наблюдения. Различные виды трудовой деятельности и отдыха приурочивались к праздничных дней («Барыс за саху бярысь»).




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела белорусоведение
Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Просвещения Отечественная национально-демократическая мысль XIX - начала XX века XX век: проблемы и противоречия развития общественной мысли Беларуси Система образования на белорусских землях в период их нахождения в составе Российской империи




----- Account: zavtrasessiya.com -----
© 2006-2017 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110

Сайт работает на платформе Nestorclub.com