поиск по сайту

Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника



Важным культурным регулятором человеческих отношений являются ценности. Ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением. На основе ценностей в обществе складываются социальные нормы (лат. norma – угломер, перен. – мерка, правило, образец, предписание) – исторически утвердившиеся формы регулирования поведения людей. Нормы и оценочные критерии оформляются в обществе благодаря накоплению достаточного количество аналогичных отношений и осознанию людьми того эффекта, который оказывает целенаправленное воздействие на их поведение. Нормативные системы обеспечивают предсказуемость, организованность, дисциплинированность в поведении людей, их образе жизни, в функционировании социальных институтов и социальных общностей. Обычай – это общепризнанные и повторяющиеся формы поведения людей, служащие средством передачи опыта от поколения к поколению. Традиция – это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках группы, существующей в течение продолжительного времени. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности. Будучи средством хранения и передачи информации, язык является также культурно обусловленным средством выражения отношения человека к окружающему миру и себе самому. Любой язык включает определенный набор знаков и правила их употребления и интерпретации. Вариативность их использования позволяет языку быть одновременно средством описания и конструирования социальной реальности. Техника (греч. techne – искусство, мастерство, умение) – совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. В широком смысле слова техника включает всю совокупность искусственно созданных материальных средств социальной действительности, используемых для освоения и преобразования действительности.

Американский антрополог Л. Уайт, рассматривавший культуру как символическую систему, выделял в ней три подсистемы: социальную, идеологическую и технологическую. Согласно его концепции, культура выполняет по отношению к жизни функцию по захватыванию свободной энергии, ее преобразованию и использованию на пользу человеческому виду. Соответственно, уровень развития науки и техники является показателем уровня развития культуры.

Подчинение людей ценностям культуры происходит даже в тех случаях, когда это не соответствует их потребностям и интересам, что обеспечивается посредством санкций – поощрений и наказаний, способствующих соблюдению норм. Санкции бывают позитивными (наделение властью, денежные выплаты, одобрение и др.) и негативными (выговор, штраф, порицание, тюремное заключение и др.). Санкции приобретают легитимность на основе норм, а те, в свою очередь, оправдываются ценностями. Санкции, правила и ценности образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.

Все элементы культуры могут быть выражены в языке, которому в теориях культуры всегда придается важное значение. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.


Важным аспектом социокультурных процессов является идеология – система убеждений относительно ценностей и фактов. Идеология ослабляет социальную напряженность, возникающую в обществе при осознании людьми расхождения между ценностями общества и реальными условиями жизни в нем. Идеологии выражают и защищают интересы социальных групп. При этом большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям. Кроме того, идеология придает смысл действиям людей.

Таким образом, способом существования обществ являются социокультурные процессы, суть которых состоит в постоянной борьбе между противоположными тенденциями к объединению и размежеванию людей на основании систем ценностей, норм, верований, языков, идеологий и мнений. При этом условием существования общества является определенная степень его культурного единства, которая позволяет:

- выработать более-менее ясную и устойчивую систему ожиданий, определяющих формы должного, желательного или возможного поведения людей;
- давать оценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;
- успешно осуществлять санкции в рамках требований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения, вознаграждения либо же осуждения и наказания.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары или услуги, Вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела социология
Современный период научной социологии Социал-дарвинизм Социологизм Э. Дюркгейма Социологические концепции В. Парето и Г. Моска





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110