""
поиск по сайту

Ритуалы и обычаи


Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий — ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости — все сопровождалось определенными символическими действиями. Ритуал служил средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентировал поведение людей, поддерживал внутригрупповую сплоченность.

Постепенно ритуалы стали приобретать характер стереотипного поведения и превращаться в обычаи, которые по-прежнему являлись важным элементом управления в родовых общинах и племенах.

Можно выделить несколько типов ритуалов:

Имитативные ритуалы. Такие ритуалы можно рассматривать как повторение действий богов, как символическое создание мира заново. Примером имитативного ритуала является ритуал встречи нового года.

Позитивные и негативные ритуалы. Первые связаны с освящением или обновлением предмета или человека, а вторые — с установлением запрета (табу). Функция негативных ритуалов состоит в нейтрализации реально существующей, но неведомой опасности. Пока табу соблюдается, опасность остается лишь потенциальной. Через систему позитивных и негативных ритуалов общество устанавливало определенные ценности и регулировало отношения людей друг к другу.

Ритуалы жертвоприношения. Выполняли функцию установления контакта с сакральным миром. Жертва (человек, животное, овощи, фрукты, хлеб, молоко и т.д.) воспринималась как посредник между двумя мирами. Считалось, что жертвоприношения — эффективный способ унять гнев духов и богов.

Ритуалы жизненных кризисов (перехода) сопровождали события, связанные с изменением социальной структуры первобытной общины (рождение, смерть, переход мальчика во взрослые члены племени). Эти ритуалы имеют четкую структуру: отделение от прежнего статуса (символическая смерть, возвращение в младенчество или материнскую утробу), переход (подготовка к жизни в новом статусе) и воссоединение с новой социальной группой (новое рождение). Ритуалы перехода закрепляли статусно-ролевую иерархию общины, способствовали установлению нового состояния социального равновесия применительно к произошедшим в племени изменениям, предохраняя общество от раскола и дестабилизации.

С помощью таких ритуалов человек получал информацию о своей будущей социальной роли и культурно приемлемых для нее формах поведения.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

"" Позвонить:

Еще из раздела Культурология

    С магией, религиозными обрядами и ритуалами тесно связан миф как особая форма существования культуры. Чаще всего миф определяют как символическое повествование о сакральной (священной) истории (А. Потебня, А. Лосев, К. Леви-Строс). В ...
    подробнее
      Важнейшая черта первобытного искусства — синкретизм. Он выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Архаичное искусство служило инструментом познания: ...
      подробнее
      ""
        Месопотамская цивилизация — это тип сельскохозяйственной цивилизации, существовавшей" на древнем Ближнем Востоке и основанной на орошаемом земледелии (ирригации). Первые обитатели Месопотамии появились на равнинной области между двумя большими ...
        подробнее




        © 2006-2018
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com