поиск по сайту

Этика



Методологические проблемы истории этики. Классификация основных этических направлений История этических учений чрезвычайно многообразна. Для изучения ее основных проявлений можно воспользоваться следующей информацией систематизирующего характера. Возникновение развитых форм этического знания связывают с серединой 1 тысячелетия до н.э. и с тремя культурными регионами (Индия, Китай,... подробнее
Специфика этического знания В отличие от других видов знания, имеющих дело с объектами частного характера по отношению к человеческой судьбе, этику в определенном смысле можно считать знанием универсальным, т.е. необходимым любому человеку вне зависимости от его частных (тоже немаловажных, конечно) проявлений (пола, возраста,... подробнее
Становление этического сознания в Древнем Китае Периодизация и культурные события: • Эпоха Шаи -Ин ь (XVIII—XII вв. до н.э.) — культ предков, первостепенное значение бога Шанди (великого первопредка китайского народа), развитие практики гадания, оформление ритуализма. • Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.) - период Чупьцю (VIII—VI вв. до н.э.) —... подробнее
Этические представления в мировоззрении Древней Индии Применительно к культуре Древней Индии периодизация и датировка носят условный характер в силу ряда особенностей («хронологический хаос», отсутствие летописей и единой системы летоисчисления, смешение реальных фактов и мифологических представлений и др.). Принятая датировка: III—II тысячелетия до... подробнее
Становление античной этики Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен» (В.Ф. Асмус), поскольку в се многообразных формах «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (К. Маркс). То же самое можно с полным основанием отнести к этике, так... подробнее
Этика софистов Промежуточный этап между предэтикой и зрелыми формами этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н.э.), знаменующим собой своеобразный период сомнения в предмете этики, т.е. отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого. Просветительская деятельность... подробнее
Этические идеи Сократа «Отец» античной этики Сократ (469—399 до н.э.) в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Сложность реконструкции этической позиции Сократа связана с отсутствием его письменного наследия, однако записи его высказываний, сделанные учениками... подробнее
Киренская и киническая школы этики В своих поисках истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них являются также исходная индивидуалистическая установка, попытка интерпретировать мораль с позиции субъективизма, однако выводы, к которым они приходят, существенно различны. Аристипп из Киреиы (435—355... подробнее
Этика Платона Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) — первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставил перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод... подробнее
Этические учения Аристотеля В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная тика достигла своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служения истине («Хотя Платон и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпочтение истине».) Заслуги... подробнее
Особенности этического сознания эпохи Средневековья Основные ориентации этического сознания эпохи Средневековья: - теоцентризм (идея бога как морального абсолюта); супранатурализм; - антирационализм (приоритет веры над разумом); трансцендентное понимание смысла жизни; - ригоризм (христианская мораль есть отказ от своеволия, подчинение воле бога); -... подробнее
Этическая мысль эллинизма В эпоху эллинизма, когда кризис античной цивилизации обнаружился достаточно явно, этическая мысль существенно переориентируется. В неустойчивом, разрушающемся социальном пространстве государство более не воспринимается в качестве надежной точки опоры для моральной позиции индивида, поэтому... подробнее
Главные этические идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского А врелий Августин , называемый Блаженным (354-430 гг.) — представитель патристики. Основные этические идеи: бог — единственный источник и критерий морали; предопределенность человеческой судьбы божественной благодатью и изначальной человеческой греховностью (главные страсти, влекущие к злу:... подробнее
Особенности развития этического сознания в Новое время В эпоху Возрождения европейское этическое сознание начинает переориентироваться в контексте нового социокультурного фона и, постепенно освобождаясь от диктата христианской догматики, намечает модели «правильной жизни», во многом созвучные античным теориям морали. Гуманизм, рационализм, натурализм... подробнее
Главные этические ориентации Б. Спинозы И французских материалистов XVIII века (П. Гольбах, К.А Гельвеций) Бенедикт Спиноза (1635-1677), по сути дела, превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» представляет собой учение о субстанции), одним из основоположений которой выступает тезис о рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали приобретает у него ярко... подробнее
Теория морали И. Канта Моральная философия Иммануила Канта (1724—1804 гг.) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта... подробнее
Этика Гегеля Принцип историзма, который последовательно проводил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально «озабоченной» теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее... подробнее
Этика Фейербаха Критика этики Гегеля заставило Людвига Фейербаха (1804—1872 гг.) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая (конкретнее — эвдемонистическая) традиция, с которой Фейербах связывает свои надежды на создание «жизненной»,... подробнее
Этические представления русских революционных демократов Русские революционные демократы (В.Г. Белинский, Д.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) не ставили перед собой задачи создания целостной этической концепции. Их этические представления, подчиненные целям общественно-политического характера, растворены в литературе, которую нельзя назвать... подробнее
Идеалистическая традиция в русской этике «серебряного века» Идеалистическая ветвь русской этики, для которой рубеж XIX и XX веков оказался эпохой Ренессанса (" серебрянного века "), чрезвычайно разнообразна и многоцветна, хотя основополагающие ее идеи довольно традиционны для религиозной интерпретации нравственности. Русская идеалистическая этика как... подробнее
Неклассическая этика Этическое сознание рубежа XIX—XX столетий, часто называемое «неклассическим», можно охарактеризовать как маргинальное, т.е. как некоторое «промежуточное» состояние, связанное со стремлением как бы отрешиться от прошлого для прорыва в новое измерение, но, вместе с тем, невольно несущее в себе... подробнее
Этические представления А. Шопенгауэра и Ф. Ницше Стремление к переменам и новизне, свойственное данному времени, проявлялось по-разному. Так, в контексте «философии жизни», ориентированной на отвержение всего общезначимого, стереотипизированного и на утверждение ценности «живого», индивидуализированного бытия, оформлялись этические представления... подробнее
Основоположения марксистской этики С других методологических позиций и под иным углом зрения критическое отношение к морализаторству классической этики было выражено в философии марксизма. Основоположники: Карл Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Необходимо учитывать содержательную многозначность марксизма в... подробнее
Особенности этики XX века Антинормативистский пафос «неклассической» этики проявляется и на новом этапе развития этического знания, который называют «постклассическим». Исключительное многообразие этического сознания XX века затрудняет его системную характеристику, но не препятствует выделению некоторых специфических... подробнее
Главные направления «постклассической» этики Этика экзистенциализма (or лат. cxistentia — существование). Основные представители: Ж. Сартр, Л. Камю, Г. Марсель (Франция), К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), а также русские философы Н. Бердяев, Л. Шестов. Основные идейные ориентации: • существование предшествует сущности (человек «брошен в... подробнее
Мораль как предмет этики Мораль является основным предметом этики, осмыслением которого она занималась на протяжении всей истории своего развития. Тем не менее, общезначимого определения морали не выработано до сих пор, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого... подробнее
Функции морали Прежде, чем выделять какие-то функции морали, необходимо задуматься над вопросом: зачем, для чего она, собственно, функционирует? Конструктивный ответ на этот вопрос сопряжен, вероятно, с упоминавшимся смыслом морали. Получается, что наиболее общей целью функционирования нравственности является... подробнее
Историческое развитие морали Отдельные фрагменты общей картины реальных нравов, изменяющихся в процессе истории человечества, описаны в этике довольно подробно, однако по поводу источника изменений морали и их направленности единства мнений не сложилось. Краткое описание проблемного поля данной темы можно представить следующим... подробнее
Полярные категории этики Смысловое поле проблемы добра и зла чрезвычайно обширное, в систематизированном виде может выглядеть следующим образом. Проблема определения добра и зла . Сложности выработки общезначимого определения понятия добра связаны со следующими наиболее значимыми обстоятельствами: универсальная... подробнее
Кондициональные категории этики Это название данной группы категорий фиксирует такую важную их особенность как нормативный, «образцовый» статус. Их можно также называть «взаимообусловленными», подчеркивая содержательное единство и теснейшую взаимосвязь понятий «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Каждое из них целесообразно... подробнее
Нравственная свобода и ответственность. Особенности моральной оценки Нравственная свобода также является одной из фундаментальных моральных ценностей, однако она обычно рассматривается в этике не в столько в качестве категории, сколько в качестве существенной проблемы, фиксирующей, в первую очередь, условия и механизм возможного осуществления всех ценностей... подробнее
Смысл жизни как нравственная ценность Проблема смысла жизни — одна из самых сложных «вечных» проблем философии и этики. Этический аспект ее рассмотрения связан с выявлением такого стратегического основания человеческого бытия, который способен придавать этому бытию статус положительной нрав- ственной значимости. Главные параметры... подробнее
Счастье как нравственная ценность Феномен счастья особенно тесно связан с эмоциональной сферой нравственного бытия, как бы ускользающей от строгого научного анализа, поэтому проблема счастья в этическом знании — одна из самых дискуссионных, плохо поддающихся систематизации. Тем не менее, можно наметить более-менее значимые контуры... подробнее
Проблемы общения и одиночества. Дружба и любовь как наиболее значимые формы общения Данная группа объединяет проблемы, которые выражают области этического знания, традиционно относимые к нормативной сфере (профессиональная этика, этика общения, этикет и др.). Выделение такой группы проблем не означает их абсолютной противопоставленности этике теоретической, поскольку большинство... подробнее





© 2006-2016 ИП Антонович А.С.
+375-29-5017588
+375-29-1438110